|
Психологические технологии эффективны или, все-таки, это – чушь и бред? Часть 1.Автор статьи: Левина Ирина Леонидовна
В качестве предисловия: Недавно у меня состоялся разговор (в виде переписки) с одним тренером, который пытался меня убедить в том, что я, не будучи тренером и «не подготовив ни одного спортсмена», не могу работать ни с тренерами, ни с самими спортсменами. Мне представляется, что этот человек высказал не только свое личное мнение, а выразил общую для подавляющего числа тренерского корпуса точку зрения. Эта точка зрения мне знакома еще со времен моей преподавательской работы на факультете физической культуры, большинство студентов которого, особенно заочного отделения, относились к психологии в лучшем случае снисходительно. Да и само содержание академического курса психологии в вузе таково, что «будущие тренеры, получив высшее физкультурное образование, остаются почти несведущими в том, как применять полученные теоретические знания по психологии в своей будущей практической работе» (Алексеев В.А., 2004). О роли психологической составляющей учебно-тренировочного процесса говорили и говорят большое количество специалистов в области спорта и психологии. Одним из наиболее известных среди них является А.В.Алексеев – врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, знакомый многим по научно-популярному фильму «Спорт, эмоции, мысль», автор известной методики психомышечной тренировки. Вот что он пишет в своей книге «Познай себя, или ключ к резервам психики»: «Уже давно сложилось мнение, что психический фактор играет весьма существенную роль в достижении высоких спортивных результатов. Это мнение стало заметно утверждаться особенно в последние годы, когда началась бескомпромиссная борьба о различными допинговыми «подхлестываниями», за счет которых стимулируется как физическая, так и психическая активность. Лишившись «химического мощника», тренеры и спортсмены, движимые необходимостью найти другие источники силы и выносливости, по неволе вынуждены обращаться к потенциальным возможностям, заложенным в резервах психики». О каких возможностях идет здесь речь? Речь идет о способности спортсмена управлять своим психологическим состоянием, уровне развития его интеллектуальных навыков, а также степени развитости коммуникативных умений и навыков коллективных действий. Способность управлять своим психологическим состоянием, сохранять нужное эмоциональное состояние на тренировках и, особенно, на соревнованиях, называется эмоциональной устойчивостью. Эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он научается подавлять сильные эмоции, а в том, чтобы управлять уровнем своего психического напряжения в определенные моменты соревновательной борьбы, удержать его на оптимальном уровне для достижения поставленных спортивных целей. Низкий уровень эмоционального напряжения не обеспечивает мобилизацию организма на достижение цели. Значительное психическое напряжение затрудняет сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние, ненаправленные действия, сокращается объем памяти. Все это отрицательно сказывается на осуществлении спортивной деятельности. К сожалению, многие спортсмены, особенно активные, уверенные в своих силах, часто не склонны искать причины неудачных выступлений в излишнем волнении, тревоге, эмоциональном перевозбуждении. Недостаточная способность спортсменов оценивать нарастание чувства тревоги, психического и мышечного напряжения, неуверенности часто является фактором, ограничивающим эффективность как соревновательной, так и тренировочной деятельности. Для регуляции предстартового состояния спортсмена используются следующие средства и методы (Акимова Л.Н., Алексеев, Г.Д. Бабушкин, С.К.Багадирова и др.): 1) Изменение направленности сознания посредством: - отключения – думать о чём угодно, кроме тревожащих обстоятельств; - переключения – концентрация внимания и направленность сознания на какое-нибудь нейтральное, но интересное занятие; - отвлечения – ограничение сенсорного потока: пребывание в тишине с закрытыми глазами, в спокойной расслабленной позе. Эффективность этих способов зависит как от силы возникшей у спортсмена доминанты перед соревнованием, так и от владения этими способами. 2) Использование расслабления мышц. Использование расслабления мышц было положено в основу аутогенной тренировки и психорегулирующей тренировки. Доля мышц в общей массе тела велика и 60% тонизирующей кору головного мозга импульсации приходится на них. Снижение тонуса мышц приводит к существенному ослаблению проприоцептивной импульсации, идущей к коре головного мозга. Степень этого ослабления зависит от способности расслаблять мышцы, которая поддаётся развитию при помощи психорегулирующей тренировки. Психорегулирующая, или психомышечная (по Алексееву А.В.), тренировка включает варианты успокоения и мобилизации. Полный вариант успокоения используется на первых порах обучения и включает 40 формул, которые спортсмен проговаривает мысленно, стараясь вызвать необходимые представления и ощущения. 3) Использование физических упражнений. В качестве упражнений могут быть полезными: ходьба, бег, прыжки, многоскоки, общеразвивающие упражнения, специальные упражнения, характерные для конкретного вида спорта, игровые упражнения и т. д. Характер упражнений и темп должен подбираться в зависимости от того, в каком психическом состоянии находится спортсмен. Если в состоянии апатии, то используются упражнения резкого характера, в состоянии лихорадки, наоборот, – замедленного. 4) Использование массажа. Разновидность массажа (успокаивающий или возбуждающий) применяется в зависимости от характера психического состояния спортсмена. 5) Снижение уровня притязаний. Причиной излишней напряжённости спортсмена перед стартом может быть завышенная цель (уровень притязаний), которая реально не достижима на данном уровне его подготовленности. В этой связи достижение цели осложняется, появляется неуверенность, что сказывается отрицательно на деятельности спортсмена. Необходимо убедить спортсмена, что цель завышена и нужно привести её в соответствии с возможностями сбалансировать цель и возможности. В работе со спортсменами высокой квалификации применяется, кроме перечисленных, и средства саморегуляции. Для её практического использования на соревнованиях спортсмен должен знать и уметь следующее: 1) знать признаки своего оптимального предстартового состояния; 2) правильно оценить своё предстартовое состояние и сличить его со своим оптимальным состоянием; 3) выбрать из имеющегося арсенала наиболее рациональные (эффективные) приёмы саморегуляции; 4) создать у себя психическое состояние «боевой готовности». В своей работе со спортсменами я использую, кроме вышеперечисленных, оригинальные методики включения оптимального предстартового и боевого игрового суперсостояния, речь о которых пойдет в дальнейших публикациях.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|