|
Как часто ходить к психологуАвтор статьи: Кримкова Александра
— Хочу ходить на консультации чаще, два раза в неделю, — говорит клиент, — хочу быстрого результата.
Может вам и подойдет встречаться чаще. Всё зависит от множества факторов, которые будут видны в процессе работы. В некоторых сферах психотерапии, например, в психоанализе, встречи проходят три, а то и четыре раза в неделю. Я сейчас не об этом. Не о частоте встреч. Я о том, что нет линейной зависимости между частотой встреч и результатом.
— А какая же тогда зависимость есть? — спросите вы. — Нелинейная, — отвечу с уверенностью я.
Давайте проясним, как выглядит нелинейная зависимость. Разберём по пунктам факторы, которые влияют на процесс работы.
Для начала нужно понять, каков запрос клиента. На определение этого потребуется время. — Сколько? Зависит от подготовленности человека к глубинным психологическим процессам. — Как определить уровень подготовки? Узнать, работал ли человек с психологом ранее или нет. Пришёл за помощью со стрессовой ситуацией, которая требует ургентного вмешательства, или, как говорится, с «плановой операцией».
Если ситуация, в которой нужна психологическая помощь, стрессовая — это один стиль работы. Если нет — совершенно другой. Стрессовые ситуации — это конкретные обстоятельства, к которым человек не готов. Например, ситуация после развода, переезда, послеродовая депрессия, финансовый кризис, любое травматическое событие и посттравматический синдром. При работе со стрессовой ситуацией психотерапевт принимает конкретные решения здесь и сейчас, снижает уровень аффекта и постепенно вводит человека в нормальное состояние. Когда человек в аффекте, никакое осознание невозможно. Необходимо этот аффект «допрожить». Аналогия тут может быть с лечением острого воспаления или же с каким-то другим ургентным случаем. То есть, профилактикой тут не отделаешься. Всё уже случилось. Другой же стиль терапии направлен на проработку внутренних процессов, которые делают человека более адаптивным к трудностям и толерантным к неопределенности. Также, длительная терапия рассчитана на проработку давних травм. Тех, которые были вытеснены на задворки бессознательного, но время от времени возникают в нашем поле зрения и напоминают о себе, как хроническое заболевание, которое склонно обостряться в межсезонье. Поэтому важно понять ситуацию и состояние клиента. От этого зависит стиль работы и способ взаимодействия.
3. Мотивация клиента В зависимости от уровня мотивации, психологические процессы либо усиливаются, либо тормозятся. Психолог может помочь с мотивацией, но только помочь, а не «замотивироваться» за вас. — Сколько это займет времени? Если уровень начальной мотивации высок, то достаточно будет только поддержки на пути и «толчка» в нужном месте. Иногда достаточно одной консультации. — А если нет мотивации? Если нет энергии? Тогда нужно искать брешь и залатывать её, искать смыслы, определять желания, работать с сопротивлением. Это совершенно другой вид работы. Считаю, что человеку с высоким уровнем мотивации подойдет коучинг. А человеку с низким уровнем мотивации, что является следствием сопротивления и иррациональных установок, подойдет именно психотерапия. И тут возникает интересное наблюдение. Если мы говорим про коучинг — некое сопровождение человека, подбадривание, разработка плана действий, — то можно сориентироваться в сроках работы. Более того, встречи дважды в неделю ускорят процесс достижения результата, потому как он чётко виден и понятен. Человек получает план пути к конкретной цели и прорабатывает трудности на пути к ее достижению. В случае с низкой мотивацией, нужно топтаться на месте до выяснения причин её недостатка. Причины бывают разные: − поменялись смыслы, − желания уже не те, − человек действует по схеме, которая уже не работает, − есть ряд сопротивлений, − довлеют когнитивные искажения и иррациональные мысли, − не хватает энергии, чувствуется усталость и истощение. Практика показывает, что определение истинных причин отсутствия мотивации занимает от десяти сеансов до года непрерывной работы со специалистом. Цель такой работы — выяснить, что происходит на самом деле. Нет, не разрабатывать очередной план, брать себя за жабры, и, как белка в колесе, начинать уже привычный круг в погоне за иллюзией. А именно понять, чего на самом деле хочется на сегодняшний момент времени. И, соизмерив желания с реальностью, пойти по новому пути.
4. Личность психолога/психотерапевта На эффективность психологической практики влияют следующие качества психолога: − профессионализм, − опыт, − развитая позиция наблюдателя, − умение слушать, − умение объяснить, − проработанные собственные проблемы, − толерантность к неопределенности, − умение задавать сложные вопросы и умение не отвечать на них за клиента. Психотерапевт должен быть устойчивым и усидчивым. Не должен навешивать на клиента ярлыки прошлых клиентских случаев только потому, что с подобной ситуацией он уже работал. Как писал Патрик Кейсмент в своей книге «Обучаясь у пациента» — психотерапевт должен при встрече с клиентом забыть все те психологические знания, схемы, таблицы и классификации, с которыми он знаком. Только так он сможет быть максимально здесь и сейчас и по-настоящему услышать, что клиент хочет сказать.
5. Доверие клиента Если клиент доверяет психотерапевту и верит в эффективность терапии, — это почти полдела. При условии, что психотерапевт — профессионал, а клиент заинтересован в работе. Поэтому, кому-то подойдут более частые встречи, а кому-то будет достаточно и классической схемы. Раз в неделю. И ещё момент. Одни люди более ориентированы на внутреннюю работу. Другие нуждаются в частых встречах, чтобы выговориться, услышать себя, подключить обратную связь. Всё индивидуально. Но линейной зависимости, как вы видите, нет. Я радуюсь, когда мы начинаем видеться реже с клиентами. Раз в две недели, раз в месяц. Радуюсь не потому, что мне не интересно или не хочется с ними работать. Уменьшение частоты встреч — это сигнал того, что клиенты решили вопрос, изменились, стали более автономными, начали слушать и слышать себя, почувствовали и осознали свои внутренние процессы, наладили с ними контакт. Радуюсь, что клиенты начинают делать наиболее правильный для себя выбор и двигаться в верном направлении.
Подытожим. Чтобы понять, сколько времени будет длиться терапия, нужно определить: → Глубину запроса. → Ситуацию клиента: «острая» (стрессовая) или «хроническая» (запрос на изменение качества жизни, своих реакций и восприятия) → Уровень мотивации: высокий или низкий. → Профессионализм психолога/психотерапевта. → Доверие клиента к специалисту.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|