|
Отделить зерна от плевелАвтор статьи: Черкай Елена Викторовна
В своей практике я сталкиваюсь с тем, что люди часто испытывают чувство вины. Это чувство причиняет страдания, но, тем не менее, человек продолжает «держаться» за него. Думаю, что это можно объяснить тем, что чувство вины осмысляется как ответственность: «Я так поступил, поэтому я должен нести ответственность за свои поступки». Действительно, чувство вины по внешним описаниям схоже с ответственностью, но на этом все сходство и заканчивается. Чувство вины есть псевдоформа ответственности, говоря словами Мераба Мамардашвили, ее симулякр. Попробуем заглянуть поглубже и увидеть их различия. Первое отличие – временная перспектива. Чувство вины сконцентрировано на прошлом, уже случившемся. Чувство вины постоянно возвращает меня к тому, что уже произошло. Оно замкнуто на случившемся. Чувство ответственности, напротив, протяжено в будущее, обязательно предполагает развернутую в будущее временную перспективу. Второе отличие – фокус возникающего чувства. Чувство вины сконцентрировано на самом состоянии и не имеет выхода в реальность. Оно возвращает меня снова и снова к случившемуся и к вине. Чувство вины не продуктивно, поскольку не протяжено в будущее и не указывает на иное – продуктивное – действие. Оно лишь сконцентрировано на непродуктивном действии и замкнуто на нем. Ответственность же сконцентрирована на необходимости действия, причем действия реального, то есть утверждающего, созидающего в реальности. И здесь мы обнаруживаем третье отличие – характер действия. Действие, продиктованное чувством вины, несет на себе отпечаток вынужденности или избегания. В самом общем виде формула вины выглядит так: «Я делаю, потому что иначе мне будет плохо» или «Я делаю, чтобы этого не было». В отличие от чувства вины, формула ответственности предполагает не исправление, а достижение (утверждение) чего-либо: «Я делаю, потому что мне это необходимо» или «Я делаю, чтобы это появилось». Четвертое отличие – отношение к ошибкам. В контексте чувства вины ошибки переживаются достаточно мучительно и видятся как проявление собственной слабости. Ошибки «окрашивают» образ меня в негативных красках – неумелости, глупости, нерешительности и пр. Я описываю себя различными «не-», которые акцентируют отсутствие или недостаток «хороших» качеств и «выпячивают» слабость. В контексте чувства ответственности ошибки воспринимаются и переживаются как необходимое, неизбежное следствие реального действия. Именно такое отношение к ошибкам мы можем увидеть в опыте многих людей, добившихся успеха в какой-либо деятельности. Ошибки не накладывают негативный отпечаток на мое отношение к себе, а скорее воспринимаются как источник информации: что нужно и как нужно сделать для достижения результата. Скажем так: при переживании чувства вины ошибка соотносится со мной и моими качествами, а при чувстве ответственности – с действием и с тем, что в самом действии необходимо изменить. И тогда мне нужно не бороться с собой, а пробовать делать по-иному. Тесно связанно с этим пятое отличие – отношение к себе. Чувство вины мучает меня и подрывает мою веру в себя, доверие к самому себе. Чувство ответственности, напротив, обязательно предполагает доверие к себе и веру в себя. Почему и как складывается чувство вины и чувство ответственности как два принципиально разных механизма саморегуляции? Могу предположить, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратить внимание на то, какая практика регуляции поведения использовалась родителями. Практика вины – это практика страха. В этой практике ребенка фиксируют на том, что он уже сделал. При этом нет осмысления совершенного, не извлекается опыт, необходимый в контексте будущего. Так происходит, когда ребенку говорят: «Что ты наделал! Это плохо!» Что остается в этом случае делать ребенку? Виниться и страдать. В сознании ребенка фиксируется неправильное действие и его собственная неправильность. Иное, более продуктивное действие остается для ребенка скрытым, неочевидным. Но ведь ребенок не может быть «обездвижен», и куда и как он в следующий раз направит активность? Полагаю, что здесь для ребенка открывается следующая альтернатива: либо ничего не делать (потому что то, как было сделано – плохо, а как иначе – непонятно), либо опять же совершать то действие, за которое последует наказание (потому что необходимость в активности высока). Любой из вариантов будет упрочивать практику вины. Как же тогда выглядит практика ответственности? Осмыслить совершенное действие: что хотел сделать и как делал, почему не получилось (или получилось так, как получилось) и как сделать по-другому, так, чтобы получилось. Здесь важны два момента: во-первых, доверие к ребенку и вера в то, что он может справиться, если ему помочь, и, во-вторых, через обсуждение следующего действия развертывание временной перспективы как возможности следующих шагов, а значит, и возможности быть активным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|