Адаптация к детскому саду

В жизни многих семей наступает время, когда принимается решение отдать свое любимое чадо в детский сад. Этому способствуют многие факторы, в том числе и такие:

  • Необходимость. Родители отдают ребенка в детский сад, потому что нужно работать и ребенка не с кем оставить. Часто поступление малыша в сад приурочивают к рождению второго ребенка, чтобы маме было по-легче – младшему нужен практически непрерывный уход, а тут и старший тоже пытается «завоевать» внимание мамы.
  • Повышение двигательной и познавательной активности малыша. Родители устают от активности малыша, им все труднее становится предоставлять необходимую развивающую среду для ребенка в домашних условиях.
  • Развитие потребности ребенка в социальных контактах. Дети становятся старше, им уже хочется играть не только с мамой (или бабушкой), постепенно им становится нужен равноправный партнер по играм.

 

Конечно же, родители беспокоятся, как ребенок отреагирует на изменения в своей жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет.

 

Какие реальные проблемы могут возникнуть у ребенка и его родителей в этот период? Как можно сделать процесс адаптации более мягким?

 

Когда малыш приходит в детский сад, ему в короткие сроки приходится приспосабливаться к значимым изменениям в его жизни. Он живет по новому режиму дня, ему приходится есть новую, иногда совсем незнакомую, еду. Теперь он много времени проводит среди большого количества людей. Рядом с ними постоянно находятся новые взрослые люди со своими требованиями, другие дети со своими, часто противоположными, желаниями. А вот любимой мамы, которая всегда поцелует, обнимет, утешит, защитит – НЕТ рядом.

 

И хорошо, когда родители понимают, что процесс привыкания к этим изменениям требует от ребенка больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.

 

Как это происходит у ребенка, что наблюдают родители:

  1. 1.                  Изменение эмоционального состояния ребенка. Ребенок становится более капризным, плаксивым - его репертуар отрицательных эмоций может расшириться от хныканья, «плача за компанию» до постоянного приступообразного плача. Родители с тревогой наблюдают возрастающую агрессию своего малыша – он вырывается, не давая себя раздеть, или даже может ударить взрослого, собирающегося оставить его. Благополучно сходив один день в сад, ребенок в следующие дни может закатывать истерики при попытке отвести его туда снова и даже при одном упоминании об этом. А может стать более «заторможенным», как будто эмоций нет вообще. Это происходит потому, что малыш очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. По мере привыкания на смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.
  2. 2.                  Снижение социальной и познавательной активности. Даже общительные, оптимистичные дети могут стать в первые дни напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными, у некоторых детей отмечается ухудшение речи. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Важно знать, что детям необходимо разное количество времени, чтобы освоиться на новом месте. Многим детям требуется подольше посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке и почувствовать себя более уверенно. Не расстраивайтесь, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами. Помните, что малыши 2–3 лет играют не вместе, а рядом, так как у них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам. Постепенно малыш начнет осваивать пространство группы, его «вылазки» к игрушкам станут более частыми и смелыми, постепенно он начнет и «замечать» других детей рядом.
  3. 3.                  Ухудшение сформированных навыков. В адаптационный период малыш может на короткое время «растерять» сформировавшиеся у него навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.). Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только «вспоминает» забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.
  4. 4.                  Изменение двигательной активности.  Некоторые дети становятся «заторможенными», а некоторые – неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.
  5. 5.                  Изменение качества сна.  Если ребенка оставить на дневной сон, то первые дни он будет засыпать плохо. Малыш может вскакивать или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.
  6. 6.                  Снижение аппетита. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями – малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.
  7. 7.                  Ухудшение здоровье. В то время, когда все адаптационные силы организма уходят на то, чтобы привыкнуть к изменениям в жизни, снижается сопротивляемость организма инфекциям, и ребенок может заболеть в первый месяц (а обычно через 2 недели) посещения садика.

 

Зачастую родители ожидают, что негативные моменты, появившиеся с началом «садовской» жизни пройдут быстро, после нескольких дней. И переживают, а то и начинают сердиться на малыша, если это не произошло. Родителям важно помнить, что процесс адаптации – длительный период, длительность его индивидуальна и обычно занимает от 3-4 недель до 3-4 месяцев. При этом если малыш вынужден отсутствовать в саду какое-то количество дней, то процесс адаптации может начинаться заново.

 

Процесс адаптации будет протекать легче, если вы, родители, будете проявлять терпение, понимание того, что происходит и будете поддерживать своего малыша.

Будьте уверены, что все обязательно будет хорошо, и Ваша уверенность непременно перейдет к вашему ребенку.

 

Как родители могут помочь себе и ребенку успешнее пройти этот нелегкий период.

Начните подготовку заранее, за несколько месяцев.

 

  • Готовьте ребенка к детскому саду информационно. Рассказывайте ему о том, что он будет делать в детском саду, о режимных моментах. Читайте рассказы, стихи, сочиняйте сказки о том, как он будет проводить там интересно время. Учите общаться со сверстниками. Гуляйте около площадок детского сада, когда там гуляют дети – пусть ваш малыш видит, как они играют, чем занимаются.
  • Объясните ребенку необходимость его пребывания в детском саду. Если ребенок думает, что его отдали в сад, потому что родился братик (или сестренка) и мама теперь будет с маленьким, или же потому, что маме хочется ходить с подругами в кафе, ему трудно будет положительно воспринимать свое «отвержение» и «изгнание» из семьи, даже на непродолжительное время. Ведите себя так, чтобы ребенок чувствовал гордость родителей за него – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.
  • Не высказывайте сомнений в целесообразности этого события. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее
  • Относитесь к поступлению ребенка в сад спокойно. Не делайте это событие предметом ежедневных и многочисленных обсуждений, тем более при ребенке. Особенно если у вас есть сомнения и беспокойство.
  • Важно максимально приблизить режим дня к режиму, принятому в саду. Хотя бы за 1-1,5 месяца. Попробуйте также приблизить к принятому в саду образ питания ребенка.
  • Уделите больше внимания формированию гигиенических навыков своего ребенка.
  • Организовывайте моменты, когда ребенок будет вынужден находиться без мамы. Тогда у ребенка сформируется понимание и принятие того, что мама, хоть и уходит на время, но обязательно возвращается к нему.
  • Увеличьте круг общения вашего малыша. Замечено, что хуже адаптируются к саду дети, которые живут в обедненной социальной среде, например, на дачах. А вот дети из семей, где много родственников и друзей, легче привыкают к новому окружению.

 

Когда же этот волнительный момент случился и ваш ребенок пошел в детский сад, именно родители в силах сгладить многие неприятные для них и ребенка моменты.

 

  • Создайте дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка! Не отучайте ребенка от «дурных» привычек (например ,от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Ходить в место, которое не нравится родителям, очень страшно. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте о всем хорошем, что происходит в саду, не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш, и какие замечательные воспитатели там работают.
  • Организуйте положительные эмоции с утра.   Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. При этом ребенок «считывает» неуверенность и эмоции родителя и еще больше расстраивается. И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете.
  • Придумайте ритуал прощания. Ребенок быстрее вас отпустит, если у него есть возможность чмокнуть вас в щечку, обнять вас на прощанье, сказать «пока», помахать ручкой из окна. При этом Вы должны быть абсолютно спокойны. Чем больше переживаете вы, чем дольше вы не решаетесь расстаться с ним, тем сильнее переживает малыш.
  • Не бойтесь слез ребенка. Парадоксально, но факт: хорошо, что малыш плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком – с вами, и он имеет право та такую реакцию! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не сердитесь на ребенка за «нытье». И ни в коем случае его не наказывайте малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • Облегчайте момент расставания. Конечно, лучше, если ребенка отводит в сад мама. Но, если у малыша возникают при расставании с мамой продолжительные отрицательные эмоции, пусть его отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода. Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке – заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.  Оденьте малыша в привычную для него одежду, дайте с собой его любимую пижамку для сна.
  • Обязательно скажите, что вы придете. Не говорите ребенку, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня, или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку. Не обещайте «забрать его первым». Кто-то может прийти раньше вас, а у ребенка уже не будет сил спокойно вас дождаться. Обозначьте, когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, приходите во-время, выполняйте свои обещания!
  • Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется.
  • Обязательно найдите время побыть с вашим малышом наедине после детского сада. Читайте, играйте, смотрите вместе мультики. Сейчас ему больше, чем ранее, важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Ребенку необходимо чувствовать, что вы его любите по-прежнему, что он важен для вас.
  • В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется «отсыпаться», значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
  • Гордитесь своим ребенком. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит из детского сада. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он  учится каждый день в детском саду.

 

 

Конечно, много разных вопросов возникают у родителей в этот период – правильно ли проходит процесс адаптации, правильно ли они себя ведут, достаточно ли поддерживают малыша. Возможно, процесс адаптации идет не так, как родители себе представляли, а может очень сильно затянулся. По всем волнующим вопросам можно проконсультироваться и у воспитателей, и работников детского сада, и у психолога.

 

Главное помните, что ваша любовь, спокойствие и уверенность – залог успешного вхождения ребенка в новую, но очень интересную жизнь!



Просмотров: 517
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Как облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Здравствуй, детский сад: главное условие адаптации ребенка к саду
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Детский сад за и против (3): в детском саду могут подавлять ребенка
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Действия мамы, когда ребенок плохо адаптируется к саду
  • Поговорим об адаптации ребенка к детскому саду?
  • К вопросу адаптации ребенка к детскому саду
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду
  • Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду?
  • Что мама может сделать для малыша, пока он еще не родился?
  • Адаптация ребенка в детском саду. Как помочь?
  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Адаптация ребенка в детском саду
  • Адаптация малыша к детскому саду
  • Детский сад: за (3) и против: в детском саду дети больше играют
  • Адаптация ребенка к внешним изменениям условий: к детскому саду, к школе.
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • Детский сад. Как правильно адаптировать ребенка к саду?
  • Детский сад: за (4) и против: в детском саду ребенок учится быть самостоятельным,
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Детский сад за (5) и против: в детском саду ребенок получает всестороннее развитие
  • Детский сад за и против (4): в детском саду ребенок испытывает тоску
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду
  • Адаптация ребенка к детскому саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь