«И снова школьная пора…»
И снова школьная пора,
И в школу вновь идти пора…
И снова осень за окном…
И суетою полон дом.
Сентябрь снова «на дворе»
И нашей милой детворе:
Портфели, книги и тетради,
Уроки в школе… Знаний ради…
В. Косинцев
Скоро, совсем скоро наступит сентябрь, дети, кто-то «первый раз в первый класс», а кто-то выходит на «финишную прямую…». И тем и другим, как, впрочем, остальным, предстоит вновь испытать на себе «силу и мощь» системы образования, которая, в какой? уже раз доказывает свою несостоятельность. «Трубят» об этом парадоксе все: учителя, родители, возмущенные посторонние, косвенно связанные с вопросами воспитания и образования «подрастающего поколения», «идущего на смену».
Заранее прошу прощения за множество кавычек… и тут и там, но куда без них, этих «кавычек» и этих самых знаний, называемых «старыми», «лишними», «ненужными»… Давайте попробуем разобраться, действительно ли система, которая несет в себе огромный потенциал информации, знаний, опыта, передаваемого по принципу преемственности, изжила себя настолько, что потребность в ней попросту исчерпала себя. Законы физики? Законы природы? Что побудило и побуждает нас, взрослых людей, мам и пап, бабушек и дедушек, прошедших этим самым путем: «школьными коридорами», «уроками», «книгами», «протертыми штанами», «первыми любовями», говорить о системе образования нелестные слова? Чего мы хотим и получим взамен этим школьным учебникам, программам, дидактическим материалам? Кто, как не ученые и не совсем ученые, пишущие для наших детей учебники «нового» типа, допускающие в них грамматические и не только, ошибки, перестанут получать гонорары за свои «ляпы» и не только? А что произойдет с таким мощным механизмом, называемом сегодня системой Образования? И куда «понесут» свои «знания, навыки и умения» сегодняшние выпускники?
Раньше вся экономика «складывалась» из пятилетних планов… Кто-то завершал «пятилетку» досрочно, рапортуя об этом достижении «партии и правительству», «направляющих» нас в «светлое будущее…», а кто-то тихо сидел в своем «уделе», опять же, «просиживая штаны». Где та статистика по «количеству» и «качеству» получаемых знаний, о которой говорилось на партийных съездах, в докладах Политбюро и средствах массовой информации, формирующей наше «патриотическое Я»?
Позволю себе небольшое «отступление» от «главной» темы. И касается оно, как раз формированию общественного мнения, тех технологий, которые создавались и эффективно использовались и используются для управления сознанием. Вы слышали о советской военной системе «Дятел», как ее звучно обозвали американцы, поскольку использование этой технологии отдавалось эхом, обходящим планету несколько раз?.. Вы знаете о принципе работы высокочастотных передающих устройств, возможно, встроенных в ваши навигационные устройства «навороченных» планшетников, «мобильников» и прочих принимающих «механизмов», имеющих возможность принимать невидимые, но воспринимаемые нашим подсознанием, частотами? Вы читали о том, что созданы технологии, управляющие погодой, землетрясениями?.. или о том, что с помощью спецсредств можно снизить творческую активность любого живущего на земле человека, используя данные технологии?.. Ну да ладно, оставлю читателю возможность пофантазировать и выстроить свой образ возможных событий или заняться изучением этой проблемы самостоятельно. А вдруг он узнает что-то полезное для себя?
«Вернемся» в школу, вернее, к «инструментарию», побудившему нас говорить о несостоятельности этой «школы». В психологической науке есть термин, относящийся к понятию «психических процессов». Здесь бы «кавычки» опустить, однако, эти «процессы» протекают на глубинных уровнях подсознания, восприятия, систематизации полученной информации и ее хранения. Все эти процессы «протекают» абсолютно автономно и рефлекторно. Ответьте на простой вопрос: «Сколько раз сократились мышцы вашего сердца, пока вы читаете эту статью»? Ответа нет. Пояснение: рефлексы насчитывают полтора миллиарда лет и присутствуют даже! у плоских червей. И еще, ученые подсчитали, что средний человек создает до 64 тысяч впечатлений за день, воспринимая при этом информацию со скоростью 400 миллиардов бит в секунду. Сложно «уложить» такие цифры в голове, но, парадокс, они уже ТАМ. Сложены по «полочкам», готовые по невидимой и не слышимой команде, «распаковаться» и «прийти» в движение. Какая разница, скажет обыватель, что «в лоб», что «по лбу». Поправка: вашими «архивами» может воспользоваться тот, для кого есть толк в том, что «содержится» в вашей голове…
Опять «про школу». Она и есть тот великий «Архиватор», накапливающий знания, часто без причины и следствия, без «привязки» к объективной реальности, создающей «наш» мир со скоростью света (в буквальном смысле). Что мы можем противопоставить? «Знания», «умения» и «навыки»? Кто из вас, взрослых, помнит хотя бы один закон химии или физики и сможет записать эти формулы (чтобы использовать в практике)? А кто-то вспомнит правила русского языка из пятого тире седьмого классов? Парадокс заключается в том, что эта информация «уютно свернулась клубочком» на какой-то «полке» вашей памяти и ждет часа, когда ее востребует «хозяин» (кого-чего? своей судьбы?).
Объективная Реальность существует независимо от нашего участия или наших знаний о Ней. А теперь, ради «прикола» (намеренно использую сленг, придавая ситуации элемент комичности и трагичности), мамы и папы, задайте вопросы двум учителям из школ, где учатся ваши любимые «чада». Первый – учителю физики (ведь он «учит»), слышал ли он о «Физике живого», об этом новом направлении в исследованиях Законов Природы? Второй – математику, который тоже «учит», знает ли он о математике, в которой нет ни единой формулы? (правильный ответ: «Визуальная математика», аттракторы и фракталы).
Каким будет вывод, мне остается только предполагать, то есть активизировать такой высший психический процесс, как (оно работает) воображение… Удачи… в поиске Настоящих Знаний…
Владимир Косинцев, школьный психолог
+7 701 365 23 04, e-mail:[email protected]