Снова в школу

Снова в школу

  1. Современная школа предъявляет к детям довольно высокие требования и важно, чтобы ребенок был готов к этим испытаниям. Почему важна адаптация в школе? Что из себя представляет этот процесс?

Адаптация включает в себя два аспекта: биологический и психологический.

Биологический аспект адаптации ребенка к школе включает в себя приспособление ребенка к новым условиям среды: новому режиму дня, школьной дисциплине, новым звукам, запахам и питанию в школьной столовой, к новым требованиям по самоконтролю и поведения на уроках и переменах, к необходимости носить школьную форму и так далее.

Психологический аспект адаптации - приспособление ребенка, как личности, к новым требованиям к поведению и самоконтролю, включению в новую группу одноклассников и налаживанию отношений с первой учительницей.

Из перечисления составляющих адаптации становится очевидно, этот процесс включает множество факторов.

Родителям первоклассников уже сейчас стоит заняться режимом дня ребенка и позаботиться об определенном времени отхода ко сну и пробуждения. Конечно, сейчас перестройка режима дня ребенка скажется и на режиме дня всей семьи, но к началу учебного года ребенок привыкнет к раннему пробуждению и на занятиях в школе будет активен и собран.

Новый период жизни, такой как начало обучения в школе, требует от ребенка собранности, интереса и желания учиться. Например, основным критерием определения готовности ребенка к школе и его мотивации, являются вопросы: «Хочешь ли ты учиться в школе?», «Что ты будешь делать в школе, зачем туда ходить?» Семилетние дети открыто отвечают на такие вопросы и из их ответов удается многое узнать о готовности ребенка и даже прояснить возможность возникновения некоторых проблем и трудностей в начале обучения.

Адаптация к любым новым условиям требует времени. Практически все взрослые при трудоустройстве оказывались в ситуации, когда работодатель вначале предлагает контракт на испытательный срок на полтора-два месяца, а уже после – трудовой договор. При трудоустройстве на новое место работы взрослый человек также оказывается в ситуации адаптации и в течение первых недель на новом месте может решить для себя, устраивает ли эта организация, стоит ли продолжать работу или поискать себе другое место.

С первоклассником происходит все тоже самое. Только ребенок не может отказаться от посещения школы, это «обязательная программа», определенный продолжительный этап в жизни. Оказываясь в школе, ребенок постепенно привыкает к новым требованиям и правилам жизни, знакомится с одноклассниками и учителем. Для маленького ребенка поступление в школу - это существенные изменения в жизни и период адаптации также занимает несколько месяцев. Начитается превращение маленького ребенка в школьника.

  • Составляющие любого процесса адаптации.
  • Рассмотрим на примере адаптации первоклассника к школе:

    -физическая – привыкание к режиму дня, к снижению подвижности и необходимости вести себя тихо и спокойно во время уроков, вместо любимой и удобной одежды носить школьную форму, появляется обязательный атрибут – тяжелый рюкзак или сумка с учебниками и пакет со сменной обувью;

    -психологическая – снижение спонтанных проявлений и необходимость усиливать самоконтроль, следование инструкциям учителя, способность управлять произвольным вниманием и сохранять концентрацию на учебном материале во время урока;

    -социальная – общение и выстраивание взаимоотношений с новыми детьми (одноклассниками) и взрослыми (первый учитель и другой персонал школы), появление новых друзей.

  • Этапы адаптации.
  • Периодизация этих этапов практически универсальная и применима к различным ситуациям, где человек сталкивается в новыми долгосрочными условиями жизни.

    - О хорошей адаптации можно говорить, если в течение месяца – полутора первоклассник привыкает к школе. Он с радостью и интересом ходит на занятия, рассказывает о том, чем занимается в школе, про одноклассников и учителя. У него появляются друзья и его поведение вне школы спокойное и спонтанное.

    - Средняя адаптация занимает до 6 месяцев. После этого периода обучения ребенок с интересом идет в школу, и учитель не отмечает у него трудностей. Также у него хорошие отношения с одноклассниками, есть друзья и в поведении ребенка родителей ничего не тревожит.

    - О проблемах с адаптацией можно говорить, если весь первый класс ребенок не мотивирован учиться, ему не нравится ходить в школу, не появились друзья в классе. Также ребенок может часто простывать или у него появляются страхи, нарушается сон и появляются жалобы на тошноту, диарею, частые головные боли или повышение температуры по утрам или в течение дня.

  • Когда еще родителям надо готовить ребенка к испытаниям в стенах школы?
  • И для детей, и для их родителей непросто даются периоды, связанные с различными экзаменами, тестированиям. Первые экзамены школьники сдают при переходе из начальной школы в среднее звено, дальше, тестирование после 9го и после 11го класса.

    Если родители амбициозны, то ребенок может проходить отборочные испытания при поступлении в профильные классы. В ситуации подготовки к экзаменам, различным отборочным испытаниям или олимпиадам, важно помогать собственному ребенку. При необходимости, стоит обращаться к квалифицированным репетиторам и сохранять дома атмосферу поддержки, принятия и заботы. Для многих современных детей экзамены и оценивание становятся крайне тяжелыми испытаниями. Родителям стоит учитывать, что сильный стресс и негативные переживания влияют на память и на способность мыслить логически. В спокойном и расслабленном состоянии любой человек показывает более высокие баллы при решении задач на логику, у него выше творческие способности и показатели тестов на интеллект. И поэтому, если родители знают о эмоциональной ранимости, низкой стрессоустойчивости и трудностях собственного ребенка по некоторым школьным предметам, то гораздо эффективнее найти репетитора, чем критиковать или пугать ужасными последствиями после провала экзамена, олимпиады или выступления на соревнованиях, не принесшего призового места.

  • Какие ошибки чаще всего совершают родители, отправляя ребенка в школу (в свете именно психологической адаптации в разные школьные периоды)?
  • Самая частая ошибка, которую совершают родители – это завышенные ожидания в отношение упеваемости ребенка в школе. Конечно, очень хочется, чтобы свой собственный ребенок был особенным и самым лучшим: способным, одаренным и не сталкивался с трудностями. По факту, каждый ребенок развивается в своем темпе, у него есть собственные интересы и способности, а также есть определенные проблемные зоны. Людей, да и детей, без проблем и трудностей не бывает! Поэтому для родителей очень важно оставаться внимательными, любящими, терпеливыми и принимающими ребенка с его несовершенством.

    Детские психологи часто приводят метафору взросления и воспитания ребенка родителями: если морковь постоянно тянуть за ботву, то на не станет расти быстрее или лучше, зато возникает гораздо больше шансов повредить овощ и не получить урожай. Поэтому родителям важно оставаться внимательными и терпеливыми и не сравнивать собственных детей ни с кем другим. В современной школе гораздо важнее сохранить психологическое благополучие и здоровье ребенка, всеми силами «делать» из ребенка отличника и медалиста.

    Резюмируя ранее сказанное и из собственного практического опыта, можно выделить следующие часто встречающиеся ошибки родителей:

    - завышенные ожидания от собственных детей;

    - желание чрезмерно развивать интеллектуальную сферу;

    - одностороннее развитие ребенка. Например, «мой ребенок спортсмен», «мой ребенок самый умный, а все остальное неважно», «уж лучше пусть сидит за компьютером дома, чем свяжется с плохой компанией» и пр.

    - отношение к интересам ребенка как к чему-то несерьезному и неважному;

    - ожидание, что с ребенком не будет возникать трудностей в процессе роста и взросления;

    - категоричность и авторитаризм при общении с детьми и особенно с подростками;

    - чрезмерная забота и опека или, наоборот, попустительство и ожидание, что ребенок сможет справляться со сложными задачами самостоятельно. Даже конфликтные и ершистые подростки с готовностью принимают помощь при разрешении сложных ситуаций. При анкетированиях и опросах, старшеклассники указывают, что им не хватает знаний и жизненного опыта для эффективного решения трудностей, которые у них возникают. А отсутствие помощи и поддержки от родителей может подтолкнуть взрослеющего ребенка к необдуманным поступкам, которые будут иметь самые плачевные последствия. Главное, чтобы родители помогали подростку без упреков и внушения чувства вины и беспомощности. Тогда через несколько лет молодой человек почувствует в себе достаточно сил и опыта для ответственного принятия решений и самостоятельной жизни.

    Я перечислила наиболее распространенные ошибки. Конечно, за школьные годы проблем и трудностей может быть гораздо больше.

  • Неготовность к осознанному выбору будущей специальности и Синдром эмоционального выгорания у старшеклассников
  • В последние годы многие родители сталкиваются с ситуацией, когда собственный ребенок, не важно, сын или дочь, не доставлявший особых трудностей и проблем в школе, показывающий хорошую успеваемость, в дальнейшем не знает, какой вуз и специальность выбрать или вообще не хочет продолжать учебу. Некоторые юноши, закончившие школу, выбирают пойти в армию, чтобы иметь возможность подумать о дальнейшей жизни, лучше узнать себя и более ответственно и по-взрослому сделать выбор будущей сферы деятельности и специальности.

    В результате различных психологических исследований старшеклассников и студентов вузов, установлено, что в 17 - 18 лет меньше 10% девушек и около 5% юношей имеют стойкие профессиональные интересы. Все остальные выпускники сталкиваются с серьезными трудностями, отвечая на вопрос: «Кем я хочу быть?», «Где учиться и какую специальность выбрать?». Родителям стоит знать и учитывать такую психологическую незрелость в этом возрасте. В высокотехнологичном мире овладение востребованной и хорошо оплачиваемой профессией требует серьезных затрат времени и больших интеллектуальных вложений. Также в этих областях существует серьезная конкуренция уже на этапе поступления в вуз на привлекательную специальность. И некоторые выпускники, которые три последних года школы «работали» на высокие баллы на выпускных экзаменах, после окончания не чувствуют в себе сил и желания продолжать этот изнуряющий марафон.

    Синдром эмоционального выгорания у выпускника школы проявляется именно в том, что на фоне кажущегося (!) полного благополучия и высокой успеваемости, молодой человек (или девушка) не чувствует в себе сил и желания к дальнейшему обучению, получению престижной и высококонкурентной профессии. Все силы были сконцентрированы и потрачены на хорошую сдачу выпускных экзаменов. У молодого человека не была простроена долгосрочная жизненная перспектива и из-за чрезмерного переутомления не сформировалось умение распределять свои усилия, выделять важные и неважные этапы при получении будущей специальности.

    И родителям, и самому старшекласснику стоит помнить, что самый короткий путь к цели не является самым быстрым или самым достижимым. Хорошо, если возможно обсудить не только основной план действий по получению необходимого образования и возможному трудоустройству (самый короткий), и также разработать «План В», «С» и так далее (зависимости от возможностей семьи, личных и профессиональных ресурсов родителей).  Более гибкий подход к будущему собственного ребенка является более результативным именно потому, что не возникает необходимости максимально концентрироваться только на одной возможности и возможная первая неудача не станет катастрофичной и фатальной в жизни и судьбе молодого человека и его родителей.

  • Рекомендации для родителей детей-школьников
  • - Быть авторитетными, а не авторитарными для собственных детей.

    - Выбор школы стоит осуществлять исходя из интересов и возможностей ребенка, а не их собственных амбиций.

    - В приоритете должны быть хорошие отношения с собственным ребенком! Именно это позволит эффективно справляться с различными трудностями в процессе взросления ребенка.

    - Родителям необходимо адаптироваться к постоянно меняющемуся миру. Для этого стоит учитывать, что в школе гораздо важнее мотивация ребенка к учебе и поддерживать его интерес к какой-либо сфере знаний. Если ребенок сохранит мотивацию и желание узнавать новое в чем-либо, дополнительно читать, то в дальнейшем эта сфера может стать профессией! А это гораздо важнее школьной успеваемости. Глубокие знания, профессионализм и качество выполнения работы гораздо важнее оценок в аттестате и баллов по ЕГЭ, да и престижа вуза, где будет учиться собственный ребенок.

    - Важно поддерживать собственное здоровье и хорошее самочувствие, привлекать детей к активному образу жизни: соблюдать режим дня, бывать на воздухе, выбирать для себя активный отдых. Дети усваивают образ жизни родителей и учатся только на реальных примерах. Можно много и правильно говорить, и ребенок может искренне соглашаться с мнением родителей, а вести себя будет так, как это делают родители.

    - Жизнь – это не бойцовский ринг, а движение по вечно изменяющимся водам. Поэтому важно иметь долгосрочные цели и помнить про жизнь в настоящем моменте. Тогда и вам, и вашим детям хватит сил для реализации самых амбициозных планов.

    Проблемы детей – это почти всегда проблемы их родителей… Если у ребенка появляются какие-либо трудности и семья не может с ними самостоятельно справиться, то стоит обратиться к профессиональным психологам. Гораздо быстрее удается избавиться от «свежих» проблем. Если трудности стали хроническими, то на их устранение может понадобиться больше времени.

    Если родителям страшно обращаться к психологу с теми проблемами, которые возникли с ребенком, то стоит найти специальную литературу по детской психологии. Тогда удастся понять некоторые причины трудностей, с которыми столкнулись родители, воспитывая ребенка. Возможно, после чтения психологической литературы по воспитанию детей, гораздо легче выбрать себе специалиста, вместе с которым работать над изменением ситуации с ребенком.



    Просмотров: 279
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Первая влюбленность в школе. Как реагировать родителям, чтобы поддержать ребенка?
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Ответы на вопросы родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада
  • 25 способов узнать у ребенка как у него дела в школе, не спрашивая, как у него дела в школе...
  • Как заставить ребенка хорошо себя вести в школе и стать отличником.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Как готовить ребенка к школе в домашних условиях? Практические советы для всех родителей
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду
  • Готовность ребенка к школе. Что нужно знать родителям?
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Часть 2. Травля ребенка в школе: как действовать родителям?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Если Вашего ребенка травят в школе...
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Хобби ребенка. Что стоит учитывать родителям?
  • Адаптация ребенка в школе
  • Адаптация ребенка к школе
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Справка о готовности ребенка к обучению в школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь