|
Как стать художником своей жизниАвтор статьи: Гундертайло Юлия Даниловна
Арт-терапия - это достаточно новое в нашей стране направление. В западных странах это течение возникло еще в начале ХХ века. Арт-терапия позволяет выразить личности себя «другими голосами»: движениями, цветом, формой, пластикой, ландшафтом. Все эти голоса обозначают реальность того, что мы не можем постичь словом, о чем боимся даже подумать, не чувствуем права сказать. Использование арт-терапевтических методов, предусматривает интерактивные формы взаимодействия всех участников процесса, превращает потребителей на создателей и исследователей, которые самостоятельно, собственными глазами, способны увидеть «наученные» ограничения и призрачные «перспективы». Для участников арт-терапевтических перфомансов пустые слова из газетных заголовков превращаются в стройный визуальный ряд или выразительную последовательность форм, которые поражают своей искренностью и честностью, наполненностью чувствами и переживаниями. . Почему же возникла арт-терапия? Раньше же как-то люди без нее обходились? Почему сформировалось целое движение в мировом масштабе? Разгадка этих вопросов достаточна проста. ХХ век стал периодом массового переселения людей в города, что повлекло за собой существенное изменение образа жизни человека. В сельской местности человек все время находился в гармоничном окружении природы, вел размеренную и спокойную жизнь. Этапы сильного напряжения (посев и жатва) заканчивались душевными праздниками и разбавляли неспешное обыденное течение событий. Все и вставали с солнцем, и ложились очень рано – свечи стоили дорого. Жизнь ежедневно сопровождалась песнями, разговорами, рукоделием, созданием нужных предметов и вещей. И все свои переживания – грустные или радостные - люди имели возможность выразить, излить из души, и еще при этом создать что-то красивое или необходимое. Таким образом, все эмоции, возникавшие в людях, находили выход и не складировались в бессознательном. Городской образ жизни сделал личность потребителем: еды, одежды, предметов, музыки, живописи, информации. То есть внутренний мир горожанина постоянно поддается атаке внешней среды, не оставляя городскому жителю даже шанса прислушаться и понять, что же происходит внутри самого человека. Личные переживания как бы «забываются» под напором внешней какофонии. Но однажды возникнув, наши чувства и переживания никуда не деваются. Они становятся заложниками внутренней тюрьмы, и не находя выхода, становятся «бомбой замедленного действия» (выражение одной клиентки). Нарушаются обменные процессы между средой и личностью, и внутри самой личности. Результат очевиден. Психосоматические расстройства, нервные срывы, конфликты на всех уровнях. Наши современники часто не способны отследить, понять и обозначить собственные чувства и переживания, а выразить – тем более. Причина, на мой взгляд, - однобокое воспитание в школе, скроенное на мужской лад, которое вообще не формирует какую-бы то ни было культуру чувств и хотя бы элементарные навыки психогигиены. Даже «физическая культура» превратилась благодаря мужскому влиянию в соревнование и сдачу нормативов вместо знакомства с наработанными тысячелетиями человечеством методами поддержания физического здоровья. Однако жесткая конкуренция позволила также понять, что эмоциональный мир человека не может и дальше игнорироваться, иначе компании теряют свой потенциал за счет возрастания эмоционального хаоса внутри системы. Так стали востребованными тренинги по эмоциональному интеллекту и стрессоустойчивости. В этом контексте арт-терапия – настоящая панацея для тех, кто привык загружать только левое полушарие своего мозга. Арт-терапия – это направление психотерапии, использующее для исцеления искусство в самом широком смысле. Целительный эффект искусства известен человечеству с незапамятных времен. Мистерии, храмовые праздники, изготовление оберегов были неотъемлемой частью жизни древних народов. Составляющие трансформационного эффекта – катарсис, сублимация, проекция,- были описаны еще основоположником психоанализа З.Фрейдом. «Человек, согласно исследованиям Бергсона, является субъектом художественного творчества в широком смысле слова. Он видит мир в проекции, в метафорах, в иллюзиях, хотя мир сложнее. Он рисует себе мир — значит, является природным Художником по своей природе.» - пишет Рамиль Гарифуллин, современный психолог-исследователь (http://psyfactor.org/lib/postmodern-03.htm). Арт-терапия как технология поддержания психического равновесия и здоровья заняла видное место в практике мировой психотерапии, медицины, педагогики и социальной работы. В отличие от остальных видов психологической помощи, арт-терапия не имеет противопоказаний. Даже тем, кто находиться в коме, можно предложить прослушивание специально подобранной музыки или литературных произведений. Арт-терапия может применяться для детей и стариков, больных и здоровых, для людей с низким уровнем интеллекта и имеющих проблемы с социальной адаптацией. Принципиальным отличием арт-терапии от всех остальных видов психотерапии есть триадичность - наличие в процессе работы трех элементов: «клиент - творческий продукт - специалист». Благодаря этому в арт-терапии нет жесткой зависимости от личности терапевта, самое активное взаимодействие происходит между творческим продуктом и клиентом. Специалист в этой работе выполняет роль фассилитатора, поэтому в арт-терапии успешно работают и представители творческих профессий (художники, певцы, танцоры и т.д.). Для арт-терапии характерна также метафоричность – перенесение в пространство творческого продукта собственных смыслов и чувств. Многозначность возникающих образов и символов позволяет очень мягко и экологично, шаг за шагом делать горькие или впечатляющие открытия, работать с межличностными конфликтами и архетипическими областями бессознательного. Ресурсность арт-терапии состоит в использовании потенциала правого полушария мозга. Соприкосновение с интуитивным миром творчества или даже вчувствование в шедевры мирового искусства, восхищение монументальной грандиозностью природы становиться путешествием в неизведанный мир, который награждает героя драгоценными сокровищами инсайтов. Новые впечатления и силы наполняют личность, открывая доступ к глубинным ресурсам личности, которые в обычной жизни вообще не задействованы. Это энергия, которую называют «огоньком», «задором» и «вдохновением». Благодаря этому арт-терапия – великолепный инструмент для развития креативности как отдельного человека, так и коллектива в целом. В чем же отличие обычного творчества от арт-терапии? Ведь клиенты делают те же самые действия – рисуют, танцуют и поют? Разница – в цели работы. Цель арт-терапевтической деятельности – самовыражение, а цель творческой деятельности – создание эстетического результата. Также важным элементом арт-терапии становится обсуждение чувств и переживаний, возникших в процессе работы, что требует специальных знаний и навыков от консультанта. Разнообразие видов и форм арт-терапии неисчерпаемо.Музыкотерапия позволяет создавать удивительные эмоциональные настроения, ведь ее влияние на организм носит волновую природу, ей невозможно сопротивляться. Изотерапия (работа с рисунком) дает возможность увидеть воочию картину внутреннего плана переживаний. Фольклорная терапия, как говорит Т.Ю.Колошина – это психотерапия в квадрате, благодаря соприкосновению проживанию культурных образов. Кинотерапия открывает человеку целые исцеляющие истории. Куклотерапия позволяет отследить особенности владения с собой. Библиотерапия способствует овладению словесным самовыражением. Танцевально-двигательная терапия помогает постигнуть секреты собственного тела. Драматерапия открывает возможность проиграть или переиграть что-то в своей жизни. Арт-терапия – уникальный метод психологической помощи. Вариативность этого подхода позволяет решать задачи самого широкого профиля, от лечебных до развивающих. Творческий продукт, создаваемый на сессии, носит как диагностический, так и терапевтический характер одновременно. Изменяя свою поделку или рисунок, человек меняет и структуру своего переживания. Таким образом личность может получить инструмент для освобождения от зависимости от своих эмоций, и стать управляющим своих сильных и непокорных лошадей – желаний, настроений, стремлений. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|