|
Колыбельная как терапия. Часть 1 - терапия привязанностиАвтор статьи: Тюмкова Дарья Ивановна
О пользе колыбельных написано множество статей. Колыбельные решают разнообразные задачи: в них есть сакральный смысл, передающий знания от поколения к поколению; они содержат бытовые сюжеты, готовящие ребенка к жизни в обществе; их фонетическая структура способствует правильному формированию речи ребенка; они способствуют развитию творческого потенциала и развивают музыкальный слух. Но в этой серии статей я хочу рассказать об их мягком психотерапевтическом воздействии на ребенка. И в первой из статей речь пойдет о терапии привязанности. В психологии существует такое понятие как «привязанность». Под ним понимается наличие надежной связи, которую устанавливает ребенок с близким взрослым (чаще всего с мамой), и в дальнейшем это помогает ребенку формировать близкие отношения с другими людьми. Привязанность формируется постепенно, проходит различные этапы. Но уже известно, что при расстройствах привязанности (этот термин используется в том числе в международной классификации болезней, т.е. данное расстройство существует и признается медиками) ребенок может испытывать как социальные, так и другие трудности, в том числе психофизиологического характера. И в процессе формирования надежной привязанности значительную роль имеет близкий сенсорный контакт между мамой и малышом. Пение колыбельных является очень сильным приемом по формированию и терапии привязанности. Чаще всего ребенок находится у мамы на руках, мама и малыш раскачиваются в такт звукам мелодии, мама поет колыбельную в свойственном только ей ритме, тембре, с нужной громкостью. Под ритм мелодии подстраиваются движения и матери и ребенка, происходит постепенная «синхронизация» внутренних процессов – сердцебиения, дыхания. Чаще всего, пение колыбельной происходит в затемненной комнате. Отгороженность от внешнего мира, согласованность движений и мелодии – все это погружает маму и малыша в состояние, которое при желании можно обозначить, как близкое к легкому трансу, однако, скорее, это состояние полудремы. В этом состоянии любые посылы от мамы к ребенку и от ребенка к маме воспринимаются лучше, на уровне чувств, что способствует лучшему пониманию друг друга и в бодрствующем состоянии. А все это вместе уже большой шаг на пути к формированию привязанности. Если мама чувствует, что эмоциональные контакт с ребенком по каким-то причинам нарушен (длительное расставание, переживание стресса, отрешенность мамы по причине собственных внутренних и внешних переживаний, усыновление приемного ребенка, болезнь ребенка) можно попробовать вместе «вернуться» назад, в раннее детство и, вновь перед сном держать ребенка на руках, обнимать его, лежать с ним рядом, напевать перед сном ваши любимые мелодии (конечно, важно учитывать возраст ребенка, его готовность к такого рода мероприятиям, и ваше собственное стремление к этому – никогда не стоит следовать тем рекомендациям, которые не отзываются в вас). Если Вы чувствуете, что у Вас с ребенком нет того эмоционального контакта, который был раньше или его никогда и не было, но Вам бы хотелось сделать что-то, чтобы его обрести – обращайтесь, будем искать подходящий для Вас путь вместе! В следующей части мы поговорим о терапевтической работе со страхами через колыбельные. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|