Нарративная терапия. Как стать автором своей жизни?

Нарративная терапия Как стать автором своей жизни

Нарративная терапия (от англ. narrative - история, повествование) сформировалась как психотерапевтический метод примерно в 80-х годах XX века в ходе сотрудничества австралийца Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона.

Согласно метафоре нарратива, жизнь можно представить в виде истории. Ежедневно в жизни каждого человека происходит множество событий, но люди обращают внимание и запоминают только те события, которые вписываются в сюжетную линию и поддерживаются определенными общественными представлениями («так делать правильно»). Другие, противоречащие основным события оцениваются как случайные.

Например, у некой девушки имеется длинная история с богатыми описаниями о собственной глупости, которая подкрепляется вескими общественными аргументами («Дурака учить, что мертвого лечить», «Интеллект женщин ниже интеллекта мужчин» и др.) и событиями из собственного опыта  (плохие оценки в школе, непоступление в институт на бюджетной основе).

Под влиянием проблемно-насыщенной истории о глупости девушка не обратит внимание на то, что в социальном опыте имеются альтернативные представления об уме («Учись смолоду - под старость не будешь знать-голоду», «Самый высокий интеллект в мире зарегистрирован у женщины»),  и то, что она сама несколько письменных работ написала на отлично, помогла подруге на контрольной работе, верно ответила на большинство вопросов интеллектуальной викторине, и оценит данные события как случайные. 

Нарративная терапия разделяет человека и его проблему. Нарративный консультант говорит не с проблемным человеком («глупая, неуверенная девушка»), а с человеком о его проблеме (Глупости, Неуверенности). В ходе беседы выясняется воздействие проблемы на жизнь клиента и воздействие клиента на жизнь проблемы, определяются «друзья» (Лень) и «враги» (Стремление учиться, Позитивность) проблемы, успешные методы и стратегии противостояния.   Отдельное восприятие проблемы дает возможность клиенту оценить свой опыт и получить достаточно компетенции, чтобы изменить ситуацию.

Нарративная терапия позволяет выделить те социальные дискурсы, которые отрицательно влияют на жизнь клиента, заменить их на альтернативные, положительно влияющие дискурсы, наделить новым смыслом кажущиеся случайными события и написать новую жизненную историю, позволяя человеку по-новому интерпретировать свой опыт, стать автором своей жизни для создания предпочитаемого будущего. 

 

 P.S. В дополнение темы нарративной терапии предлагаю вашему вниманию практическое упражнение, которое поможет отыскать положительные события и укрепить их место в предпочитаемой жизненной истории.

1.      Вспомните какое-нибудь событие, которое произошло совсем недавно. Это может быть какое-то достижение в работе или личной жизни, какое-то умение или конкретное действие.

Например, вы полгода собирались заняться спортом и, наконец, смогли рано встать на утреннюю пробежку, или купили одежду для занятий спортом, или просто подумали о том, что в выходные утром можно пойти побегать.

2.      Дайте название этому событию.

Например: «Утренний подвиг», «Начинающий бегун», «Шаг к здоровому образу жизни».

3.      Опишите, как у вас это получилось. Что вы конкретно сделали? Как вы готовились к этому? Какие мысли и действия предшествовали событию? Планировали ли вы? Кто помогал и поддерживал вас в этом событии?

Например, в случае с покупкой спортивной одежды.«Я зашла в магазин, нашла подходящий спортивный костюм и купила его. До этого события полгода назад у меня появилась мысль заняться спортом. В течение полугода я думала, как я могу начать заняться спортом, выбирала вид спорта, читала мотивирующие истории спортсменов. Затем я поняла, что хотела бы бегать по утрам, а не ходить в спортивный зал. Для этого мне нужен был спортивный костюм. В стремлении заниматься спортом меня поддерживали несколько моих подруг, занимающиеся спортом, кроме того я нашла несколько единомышленников в социальных сетях».

4.      Как это событие повлияло на будущее. Какие последствия у этого события? Чего бы не случилось, если бы не было этого события? Какие еще могут быть потенциальные последствия у этого события?

Например: «У меня есть спортивный костюм, и я полностью готова начать заниматься спортом. Если бы я его не купила, у меня была бы отговорка, почему я не занимаюсь спортом. Я планирую с завтрашнего дня бегать по утрам».

5.      Что это событие говорит о Вас? О каких ваших качествах говорит это событие? О каких важных жизненных целях это говорит это события? Как это события отражает Ваши надежды и мечты? Что это говорит о ваших убеждениях принципах и идеалах?

Например, «Это событие говорит о моей целенаправленности, планомерности, серьезном отношении к делу. Это событие-шаг к моей цели. Занятия спортом позволят мне вести здоровый образ жизни. Это для меня важно, потому что я хочу прекрасно выглядеть и хорошо себя чувствовать».

6.      Каким может быть мое следующее действие в достижении цели. Кто или что Вас поддержит в этом намерении?

Например: «Следующий шаг – выход на пробежку. Я могу начать бегать со своими новыми подругами из социальных сетей, вместе бегать легче и интереснее».



Просмотров: 111
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как начать заниматься спортом, если не любишь спорт?
  • Как события детства влияют на жизнь человека
  • Как преодолеть сопротивление и начать заниматься спортом (продолжение)?
  • Как тонкая энергия влияет на события нашей жизни
  • Как захотеть заниматься спортом: моя история.
  • Если вы начинаете и бросаете заниматься спортом.
  • Что нужно знать, если вы пережили теракт или катастрофу.Нормальные реакции на ненормальные события
  • События которых мы совсем не ждем
  • Семинар «Измени свое восприятие события»
  • События в стране и мире. Как обсуждать их с детьми?
  • Например, терапия по скайпу.
  • От чего зависит наша реакция на события
  • События детства...
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 3.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 2.
  • Методы оказания экстренной психологической помощи после трагического события. Часть 1.
  • Как реагировать на события нейтрально?
  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и занятия спортом
  • Стоит ли делать мужчине предложение первой или лучше не торопить события
  • Информация - как фактор экстремального события
  • Постоянно повторяющиеся события и их маскировка
  • Почему одни и те же стрессовые события на людей действуют совершенно по-разному?
  • «Связываете ли Вы будущее своего ребёнка с занятиями спортом?»
  • Анализ события в тексте как терапевтический приём
  • Долгожданные счастливые события – тоже стресс.
  • Взаимосвязь стрессов и способности предугадывать события
  • Восстановление памяти на события или находка практикующего гипнотерапевта.
  • Предрасположенность к травмированию и возможные факторы реализующие травматические события.
  • Психотерапия как изменение взгляда на события (перечитывая Сержа Гингера)
  • Часть 2. Внутренняя работа психики после травмирующего события



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь