|
Терапия творческим самовыражением (ТТС М. Е. Бурно) в семейном консультировании - из опыта работы.Автор статьи: Мальцева - Селиванова Лариса Александровна
«Детей своих рабски порой любя. Мы их превращаем в своих мучителей. Когда же родители любят себя, То дети молятся на родителей». Э Асадов
«Характеры и душевные расстройства – лишь ориентиры, помогающие постепенно проникнуться своим, свойственным своей природе смыслом существования, своим неповторимым, уникальным «Я». Это переживание своего неповторимого в душе, поступках - есть основа творчества и само творчество. Это есть то, что освещает, поднимает душу, наполняет творческим вдохновением». М. Е. Бурно
«Никогда не поздно иметь счастливое детство». Зисси Фрошмайер.
В этой статье я описала свой опыт применения метода ТТСБ(ХК) в консультировании семей с родителями и детьми. На протяжении более чем десяти лет работы в семейном консультировании по детско – родительской тематике, я часто отмечала ярко проявляющуюся взаимосвязь между подходом родителей к воспитанию детей и особенностями характера родителей и детей. Опыт работы в гештальт – терапии помог мне увидеть связь между особенностями контакта родителей с детьми и их поведенческими паттернами («не может попросить», «несамостоятельный», «слишком навязчивый», «не понимает ограничений», «не может себя защитить», «агрессивный»). Тревожные, неуверенные в себе родители, часто жаловались, что теряются рядом с эмоционально возбудимыми, подвижными детьми - их поведение раздражает, вызывает напряженное состояние, утомление от постоянных попыток «уконтролировать», «устаканить», «привести в норму» дитя. Или, наоборот, родители ощущали собственную беспомощность и никчемность рядом с таким ребенком, что усиливало родительские страхи и тревогу. Если же у тревожного родителя ребенок тоже был тревожным, то, видя себя, как в зеркале, многие расстраивались или пугались - трудности социализации ребенка, особенности его поведения тоже вызывали недовольство: были ожидания, «чтоб перестал быть нытиком – капризулей», «научился уверенности» и стал «более активным» - и своей тревогой усиливали у ребенка тревожность. В результате, такие родители в отношениях или много контролировали детей, «захватывали заботой» из своей тревоги, или, растерявшись, теряли родительскую позицию: «Я все равно ничего не могу» - и предоставляли ребенку жить по своему усмотрению, не обучая его обозначать и удерживать границы в отношениях. А это усиливало в ребенке невротизацию, тревожность или социопатическую безбрежность. Недефензивные родители, наоборот, часто были очень настойчивы в желании проявить свою власть, родительскую волю в отношениях, при этом игнорируя потребности ребенка, его самостоятельные проявления. Они предъявляли претензии к своим детям, раздражаясь на их сверхчувствительность, ранимость, неспособность быстро адаптироваться к ситуации или же приходили в состоянии войны с сопротивляющимся чадом. Они тоже выбирали как стилем воспитания контроль, часто – тотальный, без прояснения и договоренности, в отношениях это проявлялось как давление, нарушение границ ребенка. Был случай, когда авторитарно – напряженный отец в грубой форме отзывался о своем сыне, приведя его на консультирование: «размазня, девчонка». Они всей семьей после конфликта пришли на консультацию: «чтоб найти общий язык». Ожиданиями отца было: «Жду мужской помощи, что займется, наконец, мужскими делами, начнет помогать по хозяйству». Мама при этом молча глотала слезы, а мальчик из последних сил держал удар, говоря, что его права нарушают, и он готов помогать, но физическая и грубая работа его не привлекают и тяжелы. А поговорить с отцом, поддержать его душевно он готов. И интересны ему книги и компьютер. Казалось бы, прозаичные ситуации. Но что за ними? Желание, чтоб ребенок «каким - то стал» ... Изменился, и стал похожим на… Преодолел то, что сам родитель когда-то не смог… А еще приходили с приемными детьми, которых понять было порой сложно, и не с кем было в семье сравнить по характеру…. Таким образом, общаясь с некоторыми семьями с детьми, я отмечала непонимание или непринятие родителями особенностей своего ребенка: «Он какая - то тютя», «Он постоянно агрессирует, воюет со всеми», «Он раздражает своей беготней, не может быть спокойным, как младший (старший) ребенок». Как следствие, такие претензии к детям сопровождались жалобами на проблемы их социализации, а у самих детей наблюдались невротические, иногда и психопатические симптомы в поведении, что, конечно, влияло и на состояние самих детей, и на климат в семье, и на отношения детей в социуме. Не всегда, но очень часто, разговор с родителями об особенностях ребенка, природе его характера, помогал им посмотреть на ребенка, себя и ситуацию в целом другими глазами. Эффективным было возвращение родителей в их детство - я или просила их нарисовать свои яркие детские воспоминания (особенно про несправедливость, обиду, одиночество), или мы просто в беседе вспоминали моменты, которые запечатлелись как травматичные или наоборот, помогающие, поддерживающие. После этого возможен был разговор с родителями о чувствах их собственного ребенка в подобных ситуациях. Например, был случай, когда на консультации одна мама жаловалась, что «сын плаксивый и трусливый и не может никого ударить в школе, если обижают». В ходе работы по прояснению маминого запроса, трудности, с которой она пришла с ребенком, я рассказала ей об агрессивности и дефензивности, как противоположной ей природной защите - в мире животных. А потом я предложила маме и сыну нарисовать, каждому - в виде животных – членов своей семьи, и потом мы вместе рассматривали рисунки. Какие были открытия - наполненные светом понимания и узнавания! Когда оба - и мама, и сын нарисовали себя и другого: один - зайчиками, другая - мышками, а папа у них медведь! И мама увидела в сыне себя, вспомнила свои детские переживания, когда не могла ответить обидчику: «Да и сейчас - то не всегда умею!». И появилась почва для разговора о характерах, особенностях их проявления в разных стрессовых ситуациях, способах защиты и ограничениях в определенных ситуациях. А мальчик рассказал о своей трудности - что «ему жалко ударить человека – ведь ему же больно!». Но зато он может поговорить с обидчиками, пусть над ним и смеются. Позже я предложила прочитать этой маме книгу «Детские годы Багрова – внука» - о детстве Аксакова, о его матери, сумевшей помочь сыну тем, что поддержала, отозвалась на его детский зов, не проявила жесткость давления, и это было самой лучшей для мальчика поддержкой, чтоб справиться с трудностями отделения от семьи и адаптации в школе [с. 244]. Потом мы поговорили о стратегиях родителей, которые могут стать не только непомогающими для детей, но и травмирующими их своим посланием: «Я не принимаю тебя таким, какой ты есть!» Этот случай определил мою направленность в работе с семьями с детьми - с родителями, переживающими трудности принятия себя как родителя, своего ребенка, заинтересованными в творческой работе; с детьми, нуждающимися в поддержке, обретении внутренней опоры в себе, сообразно своему характеру. Цель семейного консультирования в этих случаях - помощь в понимании, узнавании себя, своих близких, исходя из природных особенностей, для обретения внутренней опоры, поиска созвучий в отношениях, творчества в родительстве. В основе моей работы с семьями с детьми - ХК (характерологическая креатология) как ТТСБ для здоровых, содержание которой составляет главное положение метода - школы, описанное М. Е. Бурно: «познай себя и других, проникнись тем, что для каждого свое, и обрети себя в своем творчестве, сообразно своей природе». [2, с.14]. В консультировании я стала не просто опираться на знания о характерах, чтоб понять - с кем я сейчас нахожусь, каковы особенности мироощущения человека, пришедшего ко мне, какова его природа, что ему важно из его природы для обретения опоры в жизни, в отношениях. Мне было интересно рассматривать родительство как творческий процесс, в котором природа характера проявлялась в своей индивидуальности. Когда человек задается вопросом для себя – хорош он или плох, как родитель, верный ли он выбрал путь в отношениях с ребенком, каковы его желания, мечты и цели в воспитании, и какова его природная «сила» и «слабость» как родителя, да и просто как человека - тогда есть возможность говорить о родительстве, как о творческом процессе, в основе которого: - принятие и понимание индивидуальности ребенка, себя как родителя и человека; - способность изменяться, расти вместе с ребенком; присутствовать рядом с ним; - возможность слышать его потребности; учитывать его и свои особенности, исходя из природы характера; - возможность помогать себе и ребенку преодолевать то, что преодолеть трудно, сообразно характеру, принимать то, что является неизменяемой природной уникальностью; - осознавать цели своего родительства, уметь быть гибким в их достижении. Работая с семьями, я провожу как совместные (дети и родители), так и раздельные консультации. На совместных происходит диагностика особенностей взаимоотношений родителей и детей, особенностей контакта со мной – в беседе, совместно организованной игре. Родители обозначают трудности и проблемные зоны отношений с детьми, в совместной деятельности проявляются модели этих отношений. В индивидуальном консультировании мы говорим с родителями об особенностях детей, опираясь на их творчество, высказывания о видении, ощущение ими мира, переживания по поводу отношения к героям прочитанных книг (например, «Винни Пух и все - все – все» или «Дети капитана Гранта»), наблюдение за детьми в их игре и многое другое. Знакомство с особенностями проявления характеров в жизни, в детско – родительских отношениях происходило на примере биографий известных людей, на собственном творчестве клиентов (рисунки, рассказы, воспоминания, фото и т.д.) С детьми я знакомлюсь с их характерологическими особенностями в непосредственном контакте – через игру или разговор про их рисунки, через беседы на разные, интересующие их темы или творческие задания. Разговор об индивидуальном подходе к ребенку сообразно его природным особенностям становиться возможным, когда родители начинают видеть эти особенности, как некую данность, обусловленную наследственностью, которую воспитанием можно обогатить, или же обеднить. Для родителей и взрослых, заинтересовавшихся в характерологии, в узнавании себя, своего ребенка, своих близких, актуализировавших в себе внутренние трудности, связанные с самопринятием, со своими детскими травмами, я предлагаю работу в психотерапевтической (психокоррекционной) группе, программу которой я назвала «Такие разные характеры». Это краткосрочный вариант ТТСБ, в основу которого я взяла разработанную мною совместно с коллегой Шиховой Т. Ю. программу «Формирование позитивного самоотношения старших школьников методом творческого самовыражения» [2, с. 244]. В основу программы взят уникальный отечественный метод, созданный профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования М. Е Бурно. На групповых занятиях участники сначала знакомятся с характерами, потом через особенности разных характеров понимают - проживают темы, которые актуализируются на консультировании: «Детство и характер», «Отцовство и характер», «Материнство и характер», «Родительская любовь», «Родительские послания и характер», «Подходы в воспитании через призму характера», «Агрессия, ее природа и характер», «Сила и слабость тревожного человека», «Нравственность и характер», «Творчество и родительство». Эти темы возникали и продолжали прорабатываться в консультировании после групповых занятий Каждый из нас видит этот мир по - своему. По - своему, из своей природы, из своего опыта, мы ощущаем, чувствуем, понимаем, знаем, ЧТО есть родительская любовь. Но не всегда осознаем результаты ее воздействия на самых наших близких – детей. Забота, тревога и контроль, авторитарность и властность, желание защитить и направить, поддержать и наставить – все это произрастает из родительской любви. Но каковы цели этой любви, в чем результат воспитания этой любовью? Ответ на этот вопрос бывает важен родителям, когда они приходят на консультирование по детско – родительским проблемам. Если уникальность видения СВОЕГО в родительстве соединяется с пониманием - проживанием, что так же ПО - СВОЕМУ этот мир видит и ребенок, то это открытие становиться основой новых отношений. И это - родительское творчество, процесс не только развития и воспитания ребенка, но и созидания СО - вместности, ВЗАИМО - развития и конечно, ЛЮБВИ.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|