Терапия творческим самовыражением (ТТС М. Е. Бурно) в семейном консультировании - из опыта работы.

 

«Детей своих рабски порой любя.

Мы их превращаем в своих мучителей.

Когда же родители любят себя,

То дети молятся на родителей».

Э Асадов

 

 «Характеры и душевные расстройства – лишь ориентиры, помогающие постепенно проникнуться своим, свойственным своей природе смыслом существования, своим неповторимым, уникальным «Я». Это переживание своего неповторимого в душе, поступках - есть основа творчества и само творчество. Это есть то, что освещает, поднимает душу, наполняет творческим вдохновением».

                                                               М. Е. Бурно

 

«Никогда не поздно иметь счастливое детство».

Зисси Фрошмайер.

 

 

В этой статье   я описала свой опыт применения метода ТТСБ(ХК) в консультировании семей с родителями и детьми.

 На протяжении более чем десяти лет работы в семейном консультировании по детско – родительской тематике, я часто отмечала ярко проявляющуюся взаимосвязь между подходом родителей к воспитанию детей и особенностями характера родителей и детей. Опыт работы в гештальт – терапии помог мне увидеть связь между особенностями контакта родителей с детьми и их поведенческими паттернами («не может попросить», «несамостоятельный», «слишком навязчивый», «не понимает ограничений», «не может себя защитить», «агрессивный»).

Тревожные, неуверенные в себе родители, часто жаловались, что теряются рядом с эмоционально возбудимыми, подвижными детьми - их поведение раздражает, вызывает напряженное состояние, утомление от постоянных попыток «уконтролировать», «устаканить», «привести в норму» дитя. Или, наоборот, родители ощущали собственную   беспомощность и никчемность рядом с таким ребенком, что усиливало родительские страхи и тревогу. 

Если же у тревожного родителя ребенок тоже был тревожным, то, видя себя, как в зеркале, многие расстраивались или пугались - трудности социализации ребенка, особенности его поведения тоже вызывали недовольство: были ожидания, «чтоб перестал быть нытикомкапризулей», «научился уверенности» и стал «более активным» - и   своей тревогой усиливали у ребенка тревожность.

В результате, такие родители в отношениях или много контролировали детей, «захватывали заботой» из своей тревоги, или, растерявшись, теряли родительскую позицию: «Я все равно ничего не могу» - и предоставляли ребенку жить по своему усмотрению, не обучая его обозначать и удерживать границы в отношениях. А это усиливало в ребенке невротизацию, тревожность или социопатическую безбрежность. 

Недефензивные родители, наоборот, часто были очень настойчивы в желании проявить свою власть, родительскую волю в отношениях, при этом игнорируя потребности ребенка, его самостоятельные проявления. Они предъявляли претензии к своим детям, раздражаясь на их сверхчувствительность, ранимость, неспособность быстро адаптироваться к ситуации или же приходили в состоянии войны с сопротивляющимся чадом.  Они тоже выбирали как стилем воспитания контроль, часто – тотальный, без прояснения и договоренности, в отношениях это проявлялось как давление, нарушение границ ребенка.

Был случай, когда   авторитарно – напряженный отец в грубой форме отзывался о своем сыне, приведя его на консультирование: «размазня, девчонка». Они всей семьей после конфликта пришли на консультацию: «чтоб найти общий язык». Ожиданиями отца было: «Жду мужской помощи, что займется, наконец, мужскими делами, начнет помогать по хозяйству». Мама при этом молча глотала слезы, а мальчик из последних сил держал удар, говоря, что его права нарушают, и он готов помогать, но физическая и грубая работа его не привлекают и тяжелы. А поговорить с отцом, поддержать его душевно он готов. И интересны ему книги и компьютер.

Казалось бы, прозаичные ситуации. Но что за ними?

Желание, чтоб ребенок «каким -  то стал» ... Изменился, и стал похожим на… Преодолел то, что сам родитель когда-то не смог…  А еще приходили с приемными детьми, которых понять было порой сложно, и не с кем было в семье сравнить по характеру….

Таким образом, общаясь с некоторыми семьями с детьми, я отмечала непонимание или непринятие родителями особенностей своего ребенка: «Он какая - то тютя», «Он постоянно агрессирует, воюет со всеми», «Он раздражает своей беготней, не может быть спокойным, как младший (старший) ребенок». Как следствие, такие претензии к детям сопровождались жалобами на проблемы их социализации, а у самих детей наблюдались невротические, иногда и психопатические симптомы в поведении, что, конечно, влияло и на состояние самих детей, и на климат в семье, и на отношения детей в социуме.

Не всегда, но очень часто, разговор с родителями об особенностях ребенка, природе его характера, помогал им посмотреть на ребенка, себя и ситуацию в целом другими глазами. Эффективным было возвращение родителей в их детство - я или просила их нарисовать свои яркие детские воспоминания (особенно про несправедливость, обиду, одиночество), или мы просто в беседе вспоминали моменты, которые запечатлелись как травматичные или наоборот, помогающие, поддерживающие. После этого возможен был разговор с родителями о чувствах их собственного ребенка в подобных ситуациях.

Например, был случай, когда на консультации одна мама жаловалась, что «сын плаксивый и трусливый и не может никого ударить в школе, если обижают». В ходе работы по прояснению маминого запроса, трудности, с которой она пришла с ребенком, я   рассказала ей об агрессивности и дефензивности, как противоположной ей природной защите -  в мире животных. А потом я предложила маме и сыну   нарисовать, каждому - в виде животных – членов своей семьи, и потом мы вместе рассматривали рисунки. Какие были открытия - наполненные   светом понимания и узнавания! Когда оба - и мама, и сын нарисовали себя и другого: один - зайчиками, другая - мышками, а папа у них медведь! И мама увидела в сыне себя, вспомнила свои детские переживания, когда не могла ответить обидчику: «Да и сейчас - то не всегда умею!». И появилась почва для разговора о характерах, особенностях их проявления в разных стрессовых ситуациях, способах защиты и ограничениях в определенных ситуациях. А мальчик рассказал о своей трудности - что «ему жалко ударить человека – ведь ему же больно!». Но зато он может поговорить с обидчиками, пусть над ним и смеются.

Позже я предложила прочитать этой маме книгу «Детские годы Багрова – внука» - о детстве Аксакова, о его матери, сумевшей   помочь сыну тем, что поддержала, отозвалась на его детский зов, не проявила жесткость давления, и это было самой лучшей для мальчика   поддержкой, чтоб справиться с трудностями   отделения от семьи и адаптации в школе [с. 244]. Потом мы поговорили о стратегиях родителей, которые могут стать не только непомогающими для детей, но и травмирующими их своим посланием: «Я не принимаю тебя таким, какой ты есть

Этот случай определил мою направленность в работе с семьями с детьми - с родителями, переживающими трудности принятия себя как родителя, своего ребенка, заинтересованными в творческой работе; с детьми, нуждающимися в поддержке, обретении внутренней опоры в себе, сообразно своему характеру. 

Цель семейного консультирования в этих случаях   -  помощь в понимании, узнавании себя, своих близких, исходя из природных особенностей, для обретения внутренней опоры, поиска созвучий в отношениях, творчества в родительстве.

В основе моей работы с семьями с детьми -  ХК (характерологическая креатология) как ТТСБ для здоровых, содержание которой составляет главное положение метода - школы, описанное М. Е. Бурно: «познай себя и других, проникнись тем, что для каждого свое, и обрети себя в своем творчестве, сообразно своей природе». [2, с.14].

В консультировании я стала не просто опираться на знания о характерах, чтоб понять -  с кем я сейчас нахожусь, каковы особенности мироощущения человека, пришедшего ко мне, какова его природа, что ему важно из его природы для обретения опоры в жизни, в отношениях. Мне было интересно рассматривать родительство как творческий процесс, в котором природа характера проявлялась в своей индивидуальности.

Когда человек задается вопросом для себя – хорош он или плох, как родитель, верный ли он выбрал путь в отношениях с ребенком, каковы его желания, мечты и цели в воспитании, и какова его природная «сила» и «слабость» как родителя, да и просто как человека -  тогда есть возможность говорить о родительстве, как о творческом процессе, в основе которого:

- принятие и понимание индивидуальности ребенка, себя как родителя и человека;

- способность изменяться, расти вместе с ребенком; присутствовать рядом с ним;

-  возможность слышать его потребности; учитывать его и свои особенности, исходя из природы характера;

- возможность помогать себе и ребенку преодолевать то, что преодолеть трудно, сообразно характеру, принимать то, что является   неизменяемой природной уникальностью; 

- осознавать цели своего родительства, уметь быть гибким в их достижении.

 Работая с семьями, я провожу как совместные (дети и родители), так и раздельные консультации. На совместных происходит диагностика особенностей взаимоотношений родителей и детей, особенностей контакта со мной – в беседе, совместно организованной игре. Родители обозначают трудности и проблемные зоны отношений с детьми, в совместной деятельности проявляются модели этих отношений.

 В индивидуальном консультировании мы говорим с родителями об особенностях детей, опираясь на их творчество, высказывания о видении, ощущение ими мира, переживания по поводу отношения к героям прочитанных книг (например, «Винни Пух и все - все – все» или «Дети капитана Гранта»), наблюдение за детьми в их игре и многое другое.

Знакомство с особенностями проявления характеров в жизни, в детско – родительских отношениях происходило на примере биографий известных людей, на собственном творчестве клиентов (рисунки, рассказы, воспоминания, фото и т.д.)

С детьми я знакомлюсь с их характерологическими особенностями в непосредственном контакте – через игру или разговор про их рисунки, через беседы на разные, интересующие их темы или творческие задания.

Разговор об индивидуальном подходе к ребенку сообразно его природным особенностям становиться возможным, когда родители начинают видеть эти особенности, как некую данность, обусловленную наследственностью, которую воспитанием можно обогатить, или же обеднить. 

Для родителей и взрослых, заинтересовавшихся в характерологии, в узнавании себя, своего ребенка, своих близких, актуализировавших в себе внутренние трудности, связанные с самопринятием, со своими детскими травмами, я предлагаю работу в психотерапевтической (психокоррекционной) группе, программу которой я назвала «Такие разные характеры». Это краткосрочный вариант ТТСБ, в основу которого я взяла разработанную мною совместно с коллегой Шиховой Т. Ю. программу «Формирование позитивного самоотношения старших школьников методом творческого самовыражения» [2, с. 244]. В основу программы взят уникальный отечественный метод, созданный профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования М. Е Бурно.

На групповых занятиях участники сначала знакомятся с характерами, потом через особенности разных характеров понимают - проживают темы, которые актуализируются на консультировании: «Детство и характер», «Отцовство и характер», «Материнство и характер», «Родительская любовь», «Родительские послания и характер», «Подходы в воспитании через призму характера», «Агрессия, ее природа и характер», «Сила и слабость тревожного человека», «Нравственность и характер», «Творчество и родительство».

Эти темы возникали и продолжали прорабатываться в консультировании после групповых занятий

Каждый из нас видит этот мир по - своему. По - своему, из своей природы, из своего опыта, мы ощущаем, чувствуем, понимаем, знаем, ЧТО есть родительская любовь. Но не всегда осознаем результаты ее воздействия на самых наших близких – детей. Забота, тревога и контроль, авторитарность и властность, желание защитить и направить, поддержать и наставить – все это произрастает из родительской любви.  Но каковы цели этой любви, в чем результат воспитания этой любовью? Ответ на этот вопрос бывает важен родителям, когда они приходят на консультирование по детско – родительским проблемам.

Если уникальность видения СВОЕГО в родительстве соединяется с пониманием - проживанием, что так же ПО - СВОЕМУ этот мир видит и ребенок, то это открытие становиться основой новых отношений. И это - родительское творчество, процесс не только развития и воспитания ребенка, но и созидания СО - вместности, ВЗАИМО - развития и конечно, ЛЮБВИ.

 

 

Список литературы

  1. Бурно М.Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). – Изд. 3-е, испр, и доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. – 639с., ил.
  2. Психотерапия здоровых. Психотерапия России. Практическое руководство по Характерологической характерологии/ сост. и отв. ред. Г.Ю.Канарш; общ.ред. М.Е.Бурно. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2015. – 744с.


Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Рядом с родителями мы чувствуем себя детьми
  • Особенности работы с детьми, имеющими в своей судьбе опыт покинутости
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Как защитить своего ребенка и помочь ему отстоять себя
  • Терапия творческим самовыражением в семейном и индивидуальном консультировании - из опыта работы.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что происходит с детьми, когда родители ссорятся?
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Почему я не понимаю своего ребенка? Или три основные ошибки в общении с детьми
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Неидеальность в отношениях со своими родителями и детьми
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Мама и как ей найти себя в разных периодах жизни ребенка
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Я не повторю опыт своих родителей со своими детьми!
  • Контроль над взрослыми детьми. Что хотят родители и как быть детям?
  • Как не быть со своими детьми такими же какими были Ваши родители с Вами
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Новорожденные родители. Как сохранить мир в отношениях после рождения ребенка.
  • Из своего опыта работы с детьми
  • Особенности работы с родителями в консультировании с использованием методов поведенческой терапии.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Воспитание наших детей. Как НЕ сделать своего ребенка невротиком.
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь