|
Готовность поставить границы. Не готов, не делайАвтор статьи: Вариошкина Елена Николаевна
Готовность поставить границы
Границы личности – это границы, отделяющие человека, его внутренний мир от мира внешнего. Функционирование личности в социальном пространстве напрямую зависит от его умения выстраивать регулируемые границы, определяющие специфику взаимодействия личности с миром.
Так как знание о самих границах я предполагаю у большинства уже есть, как есть эти знания и у моих клиентов, которые впервые приходят на консультацию, но также многие из них испытывают непреодолимые сложности расставить эти самые границы в своей жизни. Возможно у вас они тоже есть. Тогда для вас эта статья. Речь пойдёт об одном очень важном моменте, который всегда лежит между знанием о границах и начале их активного применения в жизни. Неумение применить в реальной жизни полученные знания происходит по простой причине отсутствия готовности.
Описание ситуации: Жене 25 лет, она не замужем, у неё есть мама, которая живёт в том же подъезде, где и Женина квартира. Мама склонна к постоянному контролю Жениной жизни, её интересов, отношений с другими людьми и т.д. Сама Женя чувствует себя в ловушке маминой заботы, хочет выйти из-под её контроля, всё прочитала по теме границ, всё знает, но противостоять маме не может. Принимает решение, говорит "нет" на какие-то мамины предложения, но потом всё возвращается на "круги своя". У Жени есть знания. Есть даже общее понимание, что нужно делать, но совершенно нет готовности к постоянным действиям и строительству. Как на картинке выше - кирпичик за кирпичиком. Это длительный процесс, где каждое предыдущее действие является основанием для следующих. Итак, что же нужно Жене для того, чтобы очередное начало не становилось сразу концом.
- Осознанность выбора. Не от случая к случаю, а постоянная и устойчивая. День за днём в каждой ситуации выбирать своё, а не мамино мнение. Если есть сомнения и колебания, то их лучше разрешить, иначе они всегда будут тянуть назад, в соглашательство; - Позитивное отношение к своим решениям, точке зрения, мнениям. Одобрение самой себя в целом, и в частностях. Позитивное одобрение укрепляет желание, усиливает эмоциональный компонент, повышает значимость перемен; - Долговременная мотивация (верность выбранной цели и постоянство действий); - Интерес к результату (в случае Жени это будущая самостоятельная жизнь, не подконтрольная маме). 2. Когнитивный компонент. - Исходный уровень имеющихся знаний по теме. В нашем случае по теме "Границы" (физические, эмоциональные, финансовые, коммуникации, территориальные, времени; границы внутренние и внешние), позволяющий адекватно воспринимать, осмысливать и принимать решения. 3. Операциональный компонент. - Владение приёмами конструктивного общения, "Я" высказывания; - Навыки противостояния манипуляциям. 4. Аутопсихологический компонент. - Знание своих особенностей, непосредственно влияющих на конкретный процесс. В нашем случае это "границы с мамой". Женины особенности, влияющие на постройку границ: не умеет просыпаться по будильнику (всегда мама будила, поднимаясь к ней на этаж; не любит убирать квартиру (как будет поступать, если откажется от маминой помощи) и т.д.); - Реалистичная оценка своего уровня готовности.Умение осуществлять саморегуляцию, "помехоустойчивость" (выдержать мамину истерику в ответ на отказ, осуждение родственников, страх одиночества, когда мамы не будет рядом постоянно, самостоятельное принятие решение, когда нет внешнего давления и т.д.); - Понимание и принятие ответственности (случаи сбоев, отката назад, разочарований); - Умение выдерживать рутину, постоянство, видеть цель за трудностями. Это далеко не полный перечень необходимых компонентов "Готовности к расстановке границ".
Пытаясь повторить чужие действия, всё зная и понимая, и Женя, и другие люди, не способны оградить себя от контроля близких, противостоять манипуляциям и насилию, абьюзу, газлайтингу.
Проверить свою психологическую готовность - на это нужно время и помощь психолога или группы людей, прошедших на практике весь процесс. В заключении хотелось бы ещё раз подчеркнуть важность готовности таким примером: Часто бывает, что вдохновившись статьёй, примером других людей, человек предпринимает действия на эмоциях. В частности мама начинает ограничивать время пребывания ребенка в соцсетях в пределах разумного, поскольку услышала как это классно получается у других участников терапевтической группы. Она решительно приходит домой и с порога заявляет сыну, что теперь будут её правила. Выключает интернет, терпит истерическую реакцию ребенка, уходить плакать в ванную, нервы не выдержали. Отстаивает. На следующий день много работы, приходит домой поздно, напрочь забывает про вчерашнее решение. Вспоминает через неделю на следующей группе. Всё повторяется. Это не границы. Это не правило. Это произвол и хаос. Были знания, как надо, были эмоции "ой, как здорово, хочу также". Готовности к действиям не было. © Психолог Елена Вариошкина, 2020. Записаться на мою Онлайн консультацию Вы можете здесь В том числе по вопросу готовности к действиям Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|