Границы моего "Я" - практика применения

 

Личные границы - избитая тема, которая звучит часто, и "оригинально":
- нужно защищать/отстаивать свои границы;
-нарушение границ приводит к хронической фрустрации, неудовлетворённости, разрушает отношения.


Ну и прочие очевидные факты.

Нужно, то нужно, но не всегда понятно и очевидно, КАК эти границы выстраивать, и зачастую, этот процесс видится (и рекомендуется) неким построением специальных коммуникаций и поведения: как отказать, сказать нет, дать словесный отпор нарушителю. 

Процесс выстраивания личных границ,  мне видится чуть сложнее, чем обучение навыку "эффективно" отказывать и говорить прямо о том, что не устраивает. Обобщая практику в этом вопросе, можно отметить что сложность клиентов, первоначально заключается не в том что они не знают КАК ставить и защищать границы, а в том, чтобы первоначально обнаружить ЧТО защищать и отстаивать.

Что является определяющим, в самом понимании личных границ:
- Границы отделяют наше "Я" от "не Я";
- Границы связаны с нашими ценностями, установками и нормами;
- Они служат для самоидентификации и репрезентации нашей личности: мы определяем для себя и сообщаем окружающим о том, кем мы являемся, как с нами можно, и как нельзя.

Нарушение границ другими людьми - это, по сути нападение. На то, что важно и ценно. Сложность заключается в том, что это нападение, не всегда распознаётся таковым. Например, когда формально, человек не нарушает социальных норм, действует "на мягких лапах" и "из лучших побуждений", а мы при этом, сами не очень ориентируемся на какую именно нашу ценность покушается нарушитель.

При этом, мы чувствуем злость, раздражение, а иногда, вообще непонятную для себя, недифференцированную смесь неприятных чувств и ощущений, но отреагировать легально агрессией и облегчить свое состояние, мы не можем. Так как формального повода, связанного с нарушением социальных и общественных норм нет. Но и предварительных личных договоренностей о том, что «со мной так нельзя» - тоже.

Накопленная и неотреагированная злость на систематическое вторжение в личное пространство, впоследствии взрывается яростью и чревата разрушением отношений.

Предлагаю небольшую практику, которую я успешно применяла в тренинговом формате, для подростковых коллективов и которая способна интегрировать понимание личных границ и поэтапного формирования навыка их выстраивания:

1. Для понимания - ГДЕ мои границы, важно понять, ЧТО принадлежит МНЕ, и ценно для меня.
Для этого - напишите на листе бумаги слово МОЁ, и после двоеточия перечислите все, что как вам кажется является вашим, связано с вами, является частью вас, принадлежит вам и представляет для вас ценность.

Например:
- моё тело
- мои вещи
- мои мысли
- мои чувства
- мои отношения
- моя семья
- мой дом
- мои убеждения
- моя деятельность/карьера/хобби
- мои привычки
- мои вкусы
-моё время
-мои мечты
-мои представления о жизни и т.д.

2. Далее, можно представить или вспомнить примеры того, как, каким образом и способами это "МОЁ" можно "нарушить, разрушить", каким образом на каждую категорию ваших личных ценностей можно "напасть". 

Например:
-можно обесценить мысли и чувства;
-небрежно и грубо обойтись с телом;
- вещи можно взять без спроса, сломать, украсть;
- в доме, комнате, пространстве - хозяйничать, наследить, врываться в него без спроса и стука;
- привычки, вкусы можно высмеять;
- убеждения и ценности подвернуть грубой критике;
- на сферу значимых отношений, можно "напасть" неуместными советами, навязыванием своего мнения, едкими замечаниями о близких;

И так далее, и тому подобное.

Чем подробнее описаны эти два пункта, тем понятней становится "как со мной можно, и как со мной нельзя".

Один мальчик, в процессе выполнения этого задания задал вопрос:
- "А могу я в список "Моё" внести свое имя"?
- Можешь конечно, почему нет? А что является для тебя нарушением границы, связанной с ним?
- Когда меня называют не тем именем, которое я назвал, уменьшительным способом, а я представился полным. Когда из него делают обзывательство, коверкают.

Хороший пример того, как этот подросток определил для себя критерии допустимого и недопустимого  общения, в значимой части своего взаимодействия с другими.

3. Третья часть задания включает очень важную задачу - определить и сформулировать КАК МОЖНО, и НУЖНО общаться и обходиться с вами и важными для вас пунктами "МОЁ".

На этом этапе, вы можете прописать "свод правил", который регламентирует обращение с вами и значимыми аспектами вашей личности и жизни, в таких терминах и выражениях, в которых вы сможете рассказать об этих правилах, другим
людям (значимым и не очень).

Это крайне важно, так как ваши ценности и границы вашей личности, "видны" только вам.

И мало нам самим знать границы допустимого обращения, но об этом важно информировать и других. Людям, общающимся с вами, проще заранее ориентироваться в правилах общения, предупреждая или исключая возможность нарваться на вашу невидимую границу и столкнуться с агрессией.

Здесь уместно такое сравнение: животные на вторжение на свою территорию реагируют остро, нападая, прогоняя нарушителя довольно агрессивно, зачастую просто вгрызаясь в горло. Этот агрессивный акт – последний рубеж, где требуется физическая сила и открытая агрессия. До этого – животное метит территорию. Обозначает ее границы. Предупреждает заранее. Если видит приближение нарушителя – не нападает сразу, а как правило оскалом показывает «здесь я и моя территория, стоп, дальше нельзя». Если все предупреждающие знаки нарушителем территории игнорируются, то для животного это сигнал открытого нападения: соперник пришёл отобрать, завоевать, присвоить, и это повод активно и агрессивно защищать себя. Люди, зачастую, вынуждены «вгрызаться и защищать территорию», когда эту территорию уже кто-то давно и яростно топчет, пропустив этап «оскалиться», «пометить» и предупредить заранее. 



4. Ну а следующим этапом, по (необходимости ) будет создание речевых формул- как корректно (а иногда и нет) выразить несогласие, обозначить правило или сформулировать отказ.
В индивидуальной работе, часто, клиенту требуется помощь в построении этих речевых конструкций, просто в отсутствии опыта. Как подобрать слова, когда нужно отказать подруге, привыкшей приходить в любое удобное ей время поболтать о жизни, без страха прервать общение? Как, наконец-то, сказать маме что в комнату без стука больше входить нельзя, без опасения агрессии в ответ? 


Когда нет опыта, долгое время организовывалось жизненное пространство в котором другие привычно вторгались в разные аспекты «МОЕГО», когда вдруг обнаруживаешь право и возможность делать по другому, то – слова могут просто «застревать» в горле. Поэтому, практика отработки с психологом, или в группе, других способов коммуникаций оказывается очень и очень полезным: в безопасном пространстве и спокойной обстановке проще построить фразу, подобрать слова. А когда, через такую тренировку, появляется навык, и элементарно обогащается словарь «нужных и действенных слов» для данных ситуаций – гораздо проще становится начать уверенно пользоваться данным инструментом.

Юлия Радионова



Просмотров: 299
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Визуализация границы" - техника диагностики актуального состояния личных границ
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Как научиться отстаивать свои границы. Или как сказать хаму "ша".
  • "Не входить, - убьет!", или Про вторжение в личные границы
  • Баланс "можно" и "нельзя"
  • "Нельзя" в воспитании или как по другому очертить границы ребенку.
  • Всегда говорю "да" другим и "нет" себе, или, о личных границах.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Можно развиваться в "-", а можно в "+", где же находится грань?
  • Сказка-упражнение "про зАмок". Метафорично про свои границы и отношения с другими.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Очень вредное слово "можно"
  • "Время плакать - сейчас" или "Когда попадают в травму"...
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • Часть 2. "Ходячие гробики": почему вредно говорить детям "нельзя злиться"
  • Учитесь говорить "нет". Как научиться отказывать – 9 шагов к отстаиванию личных границ
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сила чужого слова" или "Почему возникает зависимость от мнения окружающих".
  • "Личные границы - нащупать и отстоять", часть третья (заключительная)
  • Как научиться говорить "Нет" и выстроить свои личные границы!
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Шизофрения отношений", или зачем устанавливать границы с близкими людьми?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь