Изучая тему мотивации спортсмена, мне пришлось многое раскопать знаний в области биохимии. Рассмотрела, что лежит в основе нашей мотивации, нашего желания (предвкушения) на физиологическом и биохимическом уровне.
На самом простом языке: есть/была РАДОСТЬ (серотонин) - есть/будет МОТИВАЦИЯ (дофамин).
Но, конечно, дело не только в радости, существуют такие понятия, как биоритмы, состояние здоровья и заряд энергии, мотивы, референтная группа и т.д.
Попробую представить свои последние наблюдения на примерах.
Проблема: юный спортсмен, то с желанием ходит на тренировки, то категорически отказывается.
Что делать? Позволить ему бросить или всё же настоять на том, чтобы продолжал заниматься? Ведь, как практика показывает, нередко, потом уже взрослые люди, благодарят родителей за то, что не дали бросить спорт.
Такие вопросы очень часто возникают у родителей спортсменов.
Я всегда за то, чтобы любое решение принимать взвешенно, рассмотрев все нюансы со всех сторон, и устранить те помехи, которые можно устранить, добавить необходимые мотиваторы.
Почему ваш ребенок может быть правым и ему на самом деле нужны перемены в жизни:
Ему реально СКУЧНО.
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ - ИГРОВАЯ и развитие детей происходит именно через игру в любых её модификациях.
Если спорт - игровой, здесь в этом плане может быть попроще, так как на фоне отработки техники, ОФП и др, практически на каждой тренировке ЕСТЬ ИГРА.
Что делать, если вид спорта совсем не игровой и тренировки не предусматривают игровых моментов? НУЖНО ИХ ДОБАВИТЬ в тренировочной момент.
Пусть это будут эстафеты, какие-то соревновательные моменты, спортивные игры, игры на внимание или моторику, с мячами и другими атрибутами, и др. В ходе тренировки должны быть хотя бы небольшие моменты, наполненные ПОЗИТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ, ИНТЕРЕСОМ, РАДОСТЬЮ.
Не могут тренировки у детей-спортсменов примерно до 10 лет постоянно быть в виде "пашни"...
Когда лучше добавлять игру? Если тренировка длится больше часа - в середине занятия и в конце. Если примерно час - только в конце. Такие пяти-десяти минутки вызывают у юных спортсменов интерес, радость и дети на самом деле живут предвкушением тренировки. И даже боль, усталость кажутся уже не такими страшными.
И это абсолютно не говорит о том, что тренировку нужно превращать в игру. Нет! Тренировка - работа, обучение. Но даже на любой работе должна быть переменка, передышка.
В своем далеком спортивном прошлом, когда я сама занималась спортивной гимнастикой, "наградой" за наши усилия было время, когда мы могли попрыгать на батуте (который стоял в спортивном зале), или мы могли попрыгать в глубокую яму с поролоном (под кольцами). ЭТО БЫЛО ЗДОРОВО! И мы, дети-спортсмены, знали, что в конце тренировки старательных ждет такая награда. По моим воспоминаниям - это нас вдохновляло!
Мои личные наблюдения показывают, что дети более мотивированы на занятиях у тех тренеров, которые чувствуют детей, могут быть гибкими и спонтанными, способны изменить ход тренировки так, чтобы сохранить настрой и интерес спортсменов.
И от таких тренеров дети уходят гораздо реже. И всё же иногда уходят и здесь срабатывают другие причины. Будем разбираться дальше.
Продолжение следует.