|
Ужасные двухлетки или мифический кризис двух летАвтор статьи: Селякова Ирина Сергеевна
Давайте попробуем разобраться. Ближе к полутора годам, родители начинают замечать, что некогда послушный, легко принимающий все предложения и удобный малыш начинает проявлять совершенно противоположные качества. В англоязычных странах, существует даже такое понятие как «terribe two», что означает «ужасные двухлетки». Временные границы этого периода весьма условны и зависят от индивидуальных факторов, но все же если говорить возрастных ориентирах, то это 18 мес-3-4 года. Несмотря на то, что словосочетание кризис развития широко распространено в обиходе, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что употребление этого понятия не совсем уместно, по крайней мере в отношении детей, а вот если говорить о тех сложностях, которые зачастую испытывают родители двухлеток, термин кризис подходит как нельзя лучше. Если обратиться к самому понятию «кризис», то мы обнаружим, что это слово означает период переходного состояния, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые реакции. Получается, что если отталкиваться от самого термина, то кризис скорее у родителей, нежели у ребенка, развитие которого не стоит на месте, а идет со своими закономерностями. Проявления: На мой взгляд, специфические проявления этого возраста будет как нельзя лучше назвать фазой оппозиции, т.к. это выражение гораздо точнее описывает перемены, возникающие в эмоциональном развитии малыша. Это время, когда до этого покладистый ребенок начинает сопротивляться любым родительским просьбам, а самым часто используемым словом в его лексиконе становится слово «нет». Наиболее распространённые темы вокруг которых разворачивается противостояние-это еда, сон, выбор одежды, приучение к горшку, и т.д. Это правда кризисный период для родителей, которые впервые сталкиваются с ощущением беспомощности, растерянности, чувством потери контроля над ребенком. По сути этот родительский кризис выражается в сложностях адаптации к меняющимся потребностям созревающего малыша. Зачастую обсуждения особенностей этого периода проходят в негативном ключе, но именно эти происходящие изменения чрезвычайно важны для становления личности ребенка. ЧТО ПРОИСХОДИТ? Прежде всего, родителям важно понимать, что все эти проявления являются здоровым проявлением эмоционального созревания ребенка. Малыш, который прежде воспринимал себя как часть мамы, как ее продолжение начинает осознавать свою «отдельность», т.е. вступает в так называемую фазу «индивидуации». К нему приходит осознание, что он имеет свои желания, вкусы, и может делать свой выбор, тем самым он получает подтверждение своего существования. Когда родитель говорит: «Иди в ванну», или «садись кушать» для двухлетнего ребенка эти директивные указания как будто бы говорят ему, что его в этот момент не существует. Происходит противостояние родительской власти и новой личности, которая пытается ощутить свою «независимость». Этот период чрезвычайно напоминает подростковый возраст, который по сути несет в себе те же самые задачи и сложности, но уже на другом уровне. Чтобы почувствовать свою отдельность, ребенок начинает противостоять любой воле родителей. Любит он эту кашу и хочет ли ее съесть-вопрос вторичный, сопротивляется он только потому, что это желание матери. Кроме того, недостаточно развитая в силу возраста эмоциональная регуляция, приводит к тому, что капризы и истерики могут возникать внезапно и на ровном месте, т.к. малышу пока еще очень трудно справляться со своим разочарованием, гневом и др. сильными эмоциями. А недостаточное развитие речевых навыков, неспособность выразить свое желание или эмоции только усугубляют ситуации. НЕСКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ О ТОМ, КАК ПРОЙТИ КОНСТРУКТИВНО ЧЕРЕЗ ЭТУ ФАЗУ ВЗРОСЛЕНИЯ: Развивайте эмоциональную компетентность: помогите ребенку выразить словами то, что с ним происходит: -«Я вижу, что сердишься…» -«Ты так зол на меня, потому что я сказала, что нужно идти домой» -«Ты грустный, потому что….» -«Ты разочарован…» Мы не можем запретить ребенку чувствовать эти эмоции, но мы можем помочь ему их осознавать, распознавать, в частности посредством речи. Поделитесь тем, что вы тоже иногда испытываете такие чувства: - «Мне тоже бывает грустно, когда приходится прощаться с близкими» Установите границы: авторитетно, но не авторитарно-формулируйте четкие правила и соответствующие санкции в случае несоблюдения этих правил. Важно быть последовательными и не отступать от правил. Нет смысла пытаться говорить с ребенком во время проявления его гнева, он вас не слышит. Лучше сделать это когда он успокоится. Чтобы снизить количество противостояний, там, где можно используйте технику ограниченного выбора: Например, не навязывайте свой выбор одежды, а позвольте малышу выбрать между 2-3 нарядами. Таким образом вы контролируете выбор в зависимости от погоды и обстоятельств, а у ребенка не возникает ощущения, что за него решает родитель. Конечно, эти рекомендации не являются исчерпывающими, бывают разные ситуации и разные дети. Если у вашего ребенка часто случаются истерики и вам сложно контролировать подобные ситуации, то оптимальным решением будет обращение к специалисту, который поможет вам определить почему так складывается, где именно и почему возникают трудности, а также подобрать индивидуальную стратегию решения вопроса. При адекватном реагировании и грамотной поддержке взрослых, этот важный период может проходить с наименьшими потерями для психического равновесия родителей, а самое главное эмоциональное созревание ребенка выйдет на более зрелый уровень. У малыша не будет необходимости поддерживать борьбу за свою автономию, если он чувствует, что его признают, как личность, а не пытаются подавить родительской властью. © Селякова И.С. 2020 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|