Мама рядом-мамы нет

 

Мама рядом мамы нет

Смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни, с их использованием мы получили много преимуществ – быть всегда на связи, работать удаленно, возможность в любую минуту узнать последние новости со всего мира. Но, за удобство и плюсы технологий приходится платить свою цену.

Современные мобильные устройства стирают грани между работой, домом и жизнью в обществе, создают иллюзию одновременного присутствия в нескольких местах, и безусловно влияют на качество эмоционального контакта между людьми.

Уход за ребенком и одновременный просмотр уведомлений на экране, выключает родителей из эмоционального взаимодействия. Похоже, что современные технологии причастны к появлению нового, крайне неблагоприятного стиля воспитания, когда мы присутствуем физически, блокируя автономию детей, но при этом отсутствуем эмоционально.

Особенно уязвимы в этом отношении младенцы и дети раннего возраста, психика которых только формируется и конституируется непосредственно в контакте с их близкими. Миллионы родителей по всему миру больше не смотрят в глаза своим детям во время кормления или разговора. Тогда, когда взгляд в глаза является фундаментальной составляющей человеческого общения.




Глубокие эмоциональные последствия неосознанной демонстрации нашим детям того, что они не имеют значения, усиливаются, если учесть, что использование смартфона во время взаимодействия с ребенком оказывает влияние на наш собственный уровень тревоги - усиливая раздражение от ощущения нехватки времени.

В такой ситуации родители могут не только не замечать эмоциональные сигналы ребенка, но и не правильно интерпретировать их, испытывая раздражение от ощущения манипуляции со стороны малыша, которому в это время нужно лишь внимание.

Интересное исследование, показывающее влияние материнской заботы под действием отвлекающих факторов показали доктор Талли Барам, профессор педиатрии и анатомии-нейробиологии в Калифорнийском университете в Ирвине вместе с коллегами. Несмотря на то, что исследование проводилось на крысах, его результаты наглядно демонстрируют то, каким образом отражается на эмоциональном благополучии детей неустойчивое родительское внимание.

В качестве отвлекающих факторов для современных родителей чаще всего выступают тел.звонки и текстовые сообщения во время взаимодействия с детьми. Для проведения эксперимента несколько крыс с новорожденными детенышами поместили в клетки, в которых было недостаточно материалов для гнездования. Этого было достаточно, чтобы отвлекать матерей бегать в поисках лучших условий и необходимых материалов для улучшения гнезда, тем самым лишая детенышей устойчивого внимания. Барам и ее команда сравнили развитие детенышей, воспитанных в этой среде, с теми, которые выросли в обычных клетках, где у матерей было достаточно материала для создания комфортного дома.

Важными показателями эмоционального развития был интерес крыс к сахару и играм со сверстниками, что говорит о развитии у них способности испытывать удовольствие. Крысы, выращенные в модифицированной среде, тратили меньше времени на игры и погоню за сверстниками, не выражали интерес к сладкому в отличии от крыс, выросших в нормальных условиях. У всех крыс было достаточно пищи, они содержались при правильной температуре и имели нормальный вес. Более того, детеныши из экспериментальной группы провели столько же времени со своими матерями, что и крысята, выросшие в обычных условиях. По словам Т. Барам, у крыс-подростков, выращенных в условиях нестабильных материнских реакций обнаруживаются проблемы с центром удовольствия. Т.е. неустойчивое родительское внимание повлияло на развитие дофаминового рецептора в мозге.

Эти наблюдения помогают понять тот факт, что, если модель родительского внимания недостаточно надежна и последовательна, система удовольствия не созревает должным образом, провоцируя ангедонию, депрессивные и др. эмоциональные расстройства в дальнейшей жизни.

Доктор Талли Барам и ее коллеги пришли к выводу, что последовательность и предсказуемость материнской заботы, по–видимому имеет определяющее значение для развивающего мозга, который нуждается в предсказуемых и постоянных стимулах для обеспечения роста здоровых нейронных сетей.

Как и в случае развития сенсорных систем, таких как зрение и слух, для эмоционального развития также существует критическое окно, в котором младенцы должны иметь стабильную родительскую заботу для здорового развития психики.

Нам нужны ритмы и постоянное воздействие звуковых стимулов на органы слуха, чтобы они могли различать сложные нюансы в речи и музыке. Для своевременного и правильного развития речи у ребенка, ему важно слышать ее с рождения. Нам нужны ориентиры и образы для развития зрительной системы, и точно, а также нам важна предсказуемость и последовательность в эмоциональном отклике- тогда день за днем в опыте ежедневного общения ребенка с родителями, формируются нейронные связи обеспечивающие здоровое развитие эмоциональной сферы.

Если родители во время общения и ухода за ребенком часто отвлекается на оповещения, звонки, берут в руки телефон-необходимая последовательность и предсказуемость их действий, эмоциональных откликов на младенца нарушается, что может способствовать отклонениям в формировании нейронных сетей. Изменчивость и непоследовательность родительских сигналов в раннем периоде жизни человека может влиять на развитие эмоциональных и когнитивных функций, в том числе тех, которые лежат в основе депрессивных и тревожных расстройств.

Младенчество и ранний детский возраст- уязвимый период, когда крайне важно надежное, последовательное и чуткое внимание со стороны близких.





 

Безусловно, цифровые технологии являются частью повседневной жизни, и мы не можем быть абсолютно всегда доступными для наших детей. Тем не менее приведённое исследование заставляет задуматься действительно ли настолько необходимо использование телефона в определенные моменты.

В то время, когда мы укладываем детей спать, во время кормления или совместных игр, родителям важно оставаться эмоционально доступными для своих детей. Эти по-настоящему вместе пережитые моменты станут ценным опытом как для малышей, так и для их мам и пап, которые, не отвлекаясь смогут гораздо лучше понять и почувствовать своих детей.

© Селякова И.С. 2020

Источники исследования:

J Molet, K Heins, X Zhuo, Y T Mei, L Regev, T Z Baram, H Stern. Fragmentation and high entropy of neonatal experience predict adolescent emotional outcome. Translational Psychiatry, 2016; 6 (1): e702 DOI: 10.1038/tp.2015.200

 



Просмотров: 528
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • О важности зрительного контакта с ребенком во время кормления.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • К вопросу о значении стиля общения с ребенком для развития его личности
  • 4–шаговая модель взаимодействия со страхами во время беременности (и не только!)
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей: 5 основных законов EQ
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Психокоррекция эмоционально познавательного развития детей с ЗПР
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Влияние мультфильма «Мойдодыр» на развитие детей раннего возраста (2 – 3 года)
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • 2 шага родителей, чтобы предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей
  • Развитие творческих способностей детей в условиях самоизоляции
  • Развитие эмоциональной жизни детей и взрослых
  • Крысиные бега - для крыс. Мы не крысы. Мы - люди.
  • Время перемен: про возрастные и экзистенциальные кризисы развития личности
  • Реальность жизни - время жить и время умирать
  • Влияние занятий изобразительной деятельностью на сенсорное развитие детей с нарушениями слуха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь