В первой части я писал о том, как важно сформулировать цель консультации, и о том, почему это важно. Сейчас я пишу о том, почему важно помнить о тех ограничениях в ответственности, которые есть.
Ох, как иногда хочется прийти к психологу и сказать: "Ну всё, я пришёл. Дальше - твоя работа". Но увы Ответственность в пространстве консультации у каждого своя. Но вместе, и психолог, и клиент делают общее дело.
Также, обычно, границы ответственности (кто за что отвечает) оговариваются на первой консультации.
Итак, приступим!
Психолог отвечает за: пространство консультации - то есть, за то помещение, в котором проходит консультация; время - психолог следит за тем, чтобы консультация началась вовремя (это называется "правило 00") и закончилась вовремя, и клиенту не нужно контролировать время; свою квалификацию. Да, было бы странным, если бы клиент, приходя к психологу, говорил "Вам бы подучится" техники и методы работы, которые применяет в процессе консультации. Здесь имеется ввиду, что психолог использует адекватные ситуации, запросу и клиенту техники. Здесь же - применяются только работающие техники, которые прошли проверку практикой и адекватны времени (да, психологические техники и методы работы тоже устаревают, и на смену старым приходят новые); удержание запроса - то есть, работа именно над той целью, ради достижения которой пришёл клиент. Если специалист видит, что клиент "уходит" от темы, он это обозначает; создание атмосферы и обстановки, безопасной для проявлений клиента - здесь имеется ввиду как сохранение конфиденциальности личности клиента, так и возможность проживать и выражать эмоции, проживать болезненный опыт без опасности для клиента; подробный сбор информации о клиенте (сбор анамнеза).
Возможно, я здесь обозначил не все пункты, связанные с ответственностью специалиста. Если я что-то забыл, пожалуйста, напишите их в комментариях.
Теперь перейдём к зоне ответственности клиента.
Клиент отвечает за: прибытие на консультацию вовремя. Несмотря на то, что время мониторит специалист, клиент отвечает за то, чтобы приходить на консультацию вовремя (помним про "правило 00"); удержание темы запроса - если специалист "отклоняется" от основной цели, ради которой пришёл клиент, смещает акценты, то клиент должен сказать об этом; выполнение домашних заданий (если они есть), точное следование инструкциям к техникам и упражнениям, которые даёт специалист; своё эмоциональное и физическое состояние в процессе консультации - иногда, в процессе выполнения упражнения могут возникать различные эмоции и физические ощущения (даже болезненные!) - об этом важно говорить консультанту: при выполнении некоторых техник и упражнений допустим некоторый дискомфорт, для других же - он не допустим и говорит о том, что что-то идёт не так; своё психологическое и физическое состояние между сессиями - важно говорить специалисту о негативных психологических и физических состояниях, которые возникали между консультациями. Это поможет в работе; применение тех знаний и опыта, которые были получены в кабинете психолога в своей жизни - если вы на сеансе всё понимаете и осознаёте, а выходя из кабинета - не применяете это в жизни, то специалист, в данном случае, не может отвечать за изменения; решения, которые клиент принимает как на консультации, так и после неё - если вдруг, на сеансе вы принимаете какое-то решение, не лишним будет поставить в известность специалиста - ваше решение может быть продиктовано эмоциональным состоянием и специалист, в данном случае, поможет понять, есть ли у вас достаточный уровень сил и ресурсов, чтобы сделать то, что вы хотите. При этом, важно помнить о том, что вы делаете выбор и принимаете решения, а не специалист; посещение консультаций - здесь имеется ввиду отсутствие пропусков сеансов.
Опять же, если я вдруг забыл какие-либо пункты в ответственности клиента, буду благодарен, если вы напишите их в комментариях.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.