|
Как быть хорошей мамой. Часть 2.Автор статьи: Трухина Наталья Владимировна
Как быть хорошей мамой. Продолжение. Сегодня тема: Как маме прекратить суетиться и начать жить счастливо, воспитывая ребенка? Статья раскрывает самые важные представления о воспитании ребенка. Быть Мамой - это счастье! Мама – самая прекрасная роль в жизни женщины. Мои статьи – это не инструкции как действовать, не правила поведения, они не навязывают и не призывают. Мои статьи – это возможность поделиться с вами мыслями, прошедшими мой собственный опыт, полученными в ходе обучения, чтения специальной литературы, также умозаключениями, сделанными после консультаций с людьми в различных жизненных ситуациях. И каждая мама сама выберет - как ей действовать, что делать. Я предоставляю возможность порассуждать и принять своё решение, даю возможность увидеть себя и свою ситуацию в целом, немного приподнявшись над суетой будничных дней, отнестись к происходящему с мудростью и любовь. Почему это так важно - быть вне суеты? «Глупец суетится вовсю, затеяв пустяк, — умный сохраняет спокойствие, берясь за великое дело». Индийская поговорка. Летит вмах, бежит вскачь, а посмотришь — топчется на одном месте. Русская пословица Как же выглядит мама, которая суетится? Её действия беспорядочны, она хватается за многие вещи, но ничего толком не сдвигается с места, мысли блуждают, они хаотичны, думает о многом, но не понимает, что же является важным, при этом часто реакции обострены, повышенная утомляемость и тревожность. И как следствие - мама беспокойна, раздражительна, нервозна, с ощущением, что она всё делает не так, из-за этого возникает чувство вины, беспомощности, ненужности, непонимания «а как же надо?», собственного бессилия, ей кажется, что она ничего не знает. В такие моменты она обесценивает свои положительные стороны и положительные поступки, не замечаются хорошие добрые дела. Если тебе знакомы эти чувства, то скорее всего ты суетишься вместо того, чтобы просто спокойно жить и воспитывать своего ребенка. Но ты не одна такая, очень многие мамы просто из-за недостаточной информированности переживают эти состояния. Как же прекратить суетится и начать жить спокойно, наслаждаясь материнством, получая радость от общения с ребенком? Прежде всего нужно понять, что материнство и процесс воспитания – это такой же процесс в нашей жизни, как и все другие. И у каждого процесса есть конечный желаемый результат. Под результат мы и выстраиваем соответствующий процесс.
Например, процесс приготовления блюда. Я задумала приготовить пирожки с капустой, но не просто пирожки, а такие, которые будут соответствовать моему желанию, т.е. это должны быть вкусные красивые пирожки, где много начинки. Мой конечный результат – это именно такие вкусные красивые пирожки, где много начинки. Сам результат важен для меня: потому что хочется вкусных пирожков, потому что хочется попробовать что-то новенькое, хочется научиться чему-то новому, испытать «а смогу ли я», насладиться тем, что другие получили удовольствие от пирожков, получить благодарность и внимание окружающих … и много еще других причин, по которым я хочу сделать эти пирожки! Это и движет мной к достижению результата. Чтобы получить эти пирожки, я заранее планирую процесс: предусматриваю свободное время, ищу подходящий для меня рецепт, закупаю необходимые продукты в нужном для рецепта количестве, потом делаю тесто определенным образом, перемешивая ингредиенты в определенной последовательности, формирую пирожки так, чтобы они были красивыми и с большим количеством начинки, выпекаю при определенной температуре и определенное количество времени. Т.е. я максимально организовываю себя, чтобы добиться желаемого результата!) Но бывает и так, что у меня нет конкретной идеи с блюдом я не знаю, чего точно хочу, да и продуктов особых нет, я примерно в голове представляя что-то и начинаю действовать наугад по прошлому опыту - как получится)) Мой процесс не обдуман, а исходит из момента. Результат… результат может быть самым неожиданным, как прекрасным, так и ужасным) А вот другой пример - про работу. Передо мной руководство поставило цель - подготовить определенный проект по конкретной тематике в определенные сроки. Мой желаемый результат – чтобы подготовить то, что от меня ожидают. Полученный результат интересен мне, так как я смогу проявить себя, применить свои знания, опыт, научиться чему-то новому. Я начинаю составлять план, ставить более узкие задачи, их последовательность, срок выполнения, предусматриваю необходимые условия для решения этих задач, подбираю команду, организовываю процесс, сама активно участвую. Таким образом, я под результат выстроила процесс достижения цели. Вот точно также и процесс воспитания. Я уверена, что у каждой из вас есть свои сильные стороны и те моменты в жизни, где процесс уже отлажен, известны действия и их последовательность. Теперь лишь осталось эти знания переложить на процесс воспитания. Тут, скорее всего, возникнет вопрос «Какая же цель у воспитания?» Где желаемый результат? Результат процесса воспитания – это ваше видение вашего ребенка в будущем. Каким вы хотите, чтобы он был в будущем? Однажды я тоже задала себе этот вопрос, потому что устала от неопределенности, устала от неправильных реакций на маленького сына, от противоречивых мнений и разных взглядов на процесс воспитания детей. Мне хотелось понять, куда вообще я двигаюсь? В чем суть моего воспитания? И тогда я села и определила для себя, какого сына я хочу видеть в будущем, ведь мне очень важно, чтобы мой сын был … каким же он должен быть Тут очень важно правильно ответить на этот вопрос. Например, мысли о том, что ребёнок (не важно мальчик или девочка) будет известным кондитером, балериной, спортсменом, президентом, много зарабатывать, у него будет своя 4-х комнатная квартира, машина, прекрасная семья, он будет красивым - не дают чёткого понимания, что же делать, не дают ощущения своей нужности как мамы, не понятно, как применять свои знания и опыт, что вообще можно сделать для своего ребенка. Всё-таки речь идёт о процессе воспитания как взаимном процессе. Как писал Л.С. Выготский (известный российский психолог и педагог, 1896 -1934 гг) «воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться». Значит результат – это личность, смотрящая вперед и которая в дальнейшем может самовоспитываться. Вот такой результат очень желанен для меня. Он открывает передо мной множество возможностей, ведь такая цель не только позволит мне проявить себя как мама, но и меня подтянет на другой уровень. Какой же выстроить процесс воспитания, чтобы придти к этому желанному результату? Вопрос, конечно, непростой. Но если у мамы в голове сложится картинка, если она чётко понимает и желает достичь этот результат, то для неё процесс воспитания станет интересным, увлекательным, познавательным, саморазвивающим. Процесс воспитания не так прост, как процесс приготовление блюда. В этот процесс включается много других факторов: жизненный опыт, мироощущение, имеющиеся умения и знания, готовность самой меняться, поддержка окружающих, мнение окружающих и многие другие. Я, как психолог-педагог, сталкивалась с такими вопросами очень часто. И в совместной работе мы выстраиваем процесс воспитания ребенка, опираясь на индивидуальность мамы и папы. Чтобы выстроить процесс воспитания нужно чёткое понимание, что же такое понятие «личность» будущего ребенка. Итак, подытожив мнения родителей, в конечном итоге личность выглядит так:
Далее родители выделили отдельные характеристики для девочек и мальчиков, каждая из которых носит свой оттенок: Девочки: нежные, ласковые, спокойные, женственные, ответственные Мальчики: твердые, уверенные, мужественные, ответственные Вот теперь, когда чётко виден конечный результат, то и становится более понятно «куда идти и чего достигать». И пусть процесс будет не идеальным, пусть не всегда идет так, как хотели. Но сам факт того, что вы двигаетесь вперед к желаемому результату, что вы в этом процессе сами растёте и развиваетесь, что вы сами меняетесь и делаете свою и жизнь окружающих лучше, это уже достойно похвалы и заслуживает уважения к вам! Ведь родительский пример для ребенка куда как значимей, чем слова и призывы. Спокойная уверенная мама – спокойный и уверенный ребенок. © Трухина Н.В., 2020 Наталья Трухина, семейный психолог и коуч
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|