Процесс или результат?

Процесс или результат

Есть много близких меж собой явлений,
Двуликих свойств (о, где их только нет!).
Жизнь — двойственность таких соединений,
Как вещь и тень, материя и свет.

Эдгар Аллан По

В квантовой физике есть эффект под названием туннель реальности. Суть его в том, что в мозг ежесекундно поступает огромное количество информации – порядка 400 триллионов бит. При этом до сознания доходит всего лишь около двух тысяч бит. В итоге каждый живет как бы в созданном самим собой тоннеле реальности или карте мира.

В НЛП описываются механизмы, с помощью которых мозг строит свой тоннель реальности. Это обобщение, опущение и искажение. Воплощением таких механизмов являются метапрограммы, также известные в НЛП. Они представляют собой фильтры внимания, определяющие стиль мышления человека, которые пропускают один вид информации и игнорируют другой. Одной из таких метапрограмм является ориентация на процесс или на результат.

Так все-таки что важнее: процесс или результат?

Представим себе спортсмена, который бежит стометровку на олимпийских соревнованиях. Он стремится быть первым или занять одно из призовых мест. Все долгие месяцы и годы тренировок были направлены только на это. Не имеет большого значения то, как ему удастся обойти других участников. Важен лишь результат, пусть даже отличие составит всего несколько сотых секунды.

Теперь возьмем другую ситуацию. Канун новогодних праздников. По телевизионным каналам в н-ный раз показывают фильмы Гайдая и другие, не менее известные. Многие уже видели эти кинокартины неоднократно и прекрасно знают все события в них чуть ли не по минутам. Но все равно по каким-то причинам пересматривают эти фильмы, «смакуя» в очередной раз каждую крылатую фразу, каждый до боли известный поворот сюжета. Почему они это делают и будут делать еще не раз? Им нравится процесс.

Таких примеров можно привести очень много. С другой стороны, изложенные выше ситуации кажутся контекстозависимыми, то есть предполагающими почти единственный вариант выбора между процессом или результатом. Для справедливости можно взять, например, такую вещь, как ежегодный отпуск. Рассмотрим, как его будут воспринимать люди, ориентированные на процесс и результат. Представим это в виде диалога двух девушек.

Иванова: На следующей неделе с семьей собираемся в отпуск в Турцию.

Петрова: Здорово! И мы тоже туда вскоре едем. Вы уже продумали маршрут осмотра достопримечательностей?

Иванова: Нет. А зачем? Все две недели мы планируем проваляться на берегу под солнцем, накупаться и назагораться всласть.

Петрова: Да вы что? Это же так скучно. А экскурсии? Вы собираетесь куда-нибудь съездить?

Иванова: Может на одну – максимум две и выберемся.

Петрова: На одну-две экскурсии за целых две недели? Мы бы так не смогли. Разве это отдых?..

Думаю, данного вымышленного диалога достаточно для того, чтобы понять, кто из девушек на что ориентирован в отпуске. Скорее всего, в следующей реплике Иванова возразит Петровой, что настоящий отдых – это когда можно как следует насладиться процессом… Петрова, в свою очередь, будет доказывать, что удовлетворение от отпуска можно получить, только выполнив весь список важных пунктов (результатов), загар и купание от которого составляют лишь малую часть.

Ключевым моментом является то, что нет «правильных» и «неправильных» метапрограмм. В то же время каждый полюс метапрограммы представляет собой крайность. Чаще всего в одних ситуациях человек будет ориентироваться на процесс, а в других на результат. Но все равно можно говорить о некоторой общей тенденции, которая свойственна человеку при принятии решений.

Сравнивая данную метапрограмму и другие известные «полюса», можно провести следующие параллели:

Результат – Процесс

Левое полушарие – Правое полушарие

Логика – Эмоции

Мужское начало – Женское начало

Запад – Восток

Диссоциация – Ассоциация

Взрослый – Ребенок

(Хотел включить в данную цепочку еще Фигуру - Фон, но это было бы не совсем корректно, потому что, как было показано в примерах выше, для кого-то результат может быть фигурой, а процесс фоном, а для кого-то наоборот).

Поэтому нельзя однозначно сказать, что лучше и важнее, процесс или результат.

В завершение темы притча.

Жила-была пожилая китайская женщина, у которой было два больших кувшина. Они свешивались по концам коромысла, лежащего у неё на плече.
У одного из них была трещина, в то время как другой был безупречным и всегда вмещал в себя полную порцию воды.
В конце длинного пути от реки к дому старой женщины кувшин с трещиной всегда оставался заполненным лишь наполовину.
В течение двух лет это происходило каждый день: старая женщина приносила домой всегда только полтора кувшина воды.
Безупречно целый кувшин был очень горд своей работой, а бедный кувшин с трещиной стыдился своего недостатка и был расстроен, что он может делать только половину того, для чего он был сделан.
Спустя два года, которые, казалось, убедили его в бесконечной собственной непригодности, кувшин обратился к старой женщине:
“Мне стыдно из-за моей трещины, из которой всю дорогу к твоему дому всегда бежит вода."
Старая женщина усмехнулась. "Ты заметил, что на твоей стороне дорожки растут цветы, а на стороне другого кувшина - нет ?"
На твоей стороне дорожки я посеяла семена цветов, потому что знала о твоём недостатке. Так что ты поливаешь их каждый день, когда мы идём домой.
Два года подряд я могла срезать эти чудесные цветы и украшать ими стол. Если бы ты не был таким, какой ты есть, то этой красоты не было бы и она не оказывала бы чести нашему дому.

 

Вострухов Дмитрий Дмитриевич,

психолог, НЛПт-психотерапевт, консультант по благополучию

 

Другие мои статьи:

Помогать другим - это путь с сердцем

Притча про настойчивость

Сказка про гранитное сердце

Про умение благодарить

Почему мы не доверяем другим и миру?



Просмотров: 610
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Процесс или результат, что важнее?
  • Процесс или результат? Что важнее? Где находятся их возможные корни?
  • Воспитание ребенка - это процесс или результат?
  • Призвание. Выбор пути. Что на первом месте - результат или процесс?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Все, что у нас есть и чего нет - результат чего?
  • "Главное не победа, главное - участие" или почему процесс не менее важен, чем результат.
  • РЕЗУЛЬТАТ: что это такое и к каким результатам мы стремимся в своей жизни?
  • Погоня за сморчками. Или про процесс и результат
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Процесс или результат?
  • Удовольствие: процесс или результат?
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Вы с вами - это процесс? Или все же стабильны и определенны?
  • Другой - не поставщик твоего ресурса. Он лишь показал, что в тебе есть это самое лучшее
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Дружба — это только то, что можно проверить...
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Почему все так? За что мне это?
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Все, что тебе нужно - это только любовь
  • Девочкам можно плакать. Но всегда ли это то, что нужно?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь