Процесс vs результат

Автор статьи: Татьяна Савченко

Вы замечали, как дети ловко умеют водить кисточкой и получать каляки маляки на листе, совершенно искренне радуясь самому процессу нанесения линий?

А замечали как вы упорно можете идти к результату и из своих палочек-линий и изгибов рисовать неплохие наброски портретов, пейзажей? Да-да, даже если вы будете говорить, что вы так просто и рисовать вовсе не умеете. Все равно вышел. И вышел результат. Редко можно встретить взрослого, который искренне получает удовольствие от своих каляк-маляк на листе. Или ребенка, который в 2 (3, 4) года стремится нарисовать вооон тот пейзаж из окна.

И это вовсе не значит, что что-то из этого хорошо, а что-то плохо. Просто так есть. И многие воспринимают это как данность. Да и я долгое время воспринимала как данность, что ну да, мол, что с них взять, мелкие еще, не умеют толком рисовать. Лучше не смотреть, такая мазня - и глаз не порадовать. Ни своих, ни чужих. Ну не хвастаться же родственникам, что ребенок в этот раз каракули особенно тщательно рисовал, что кисть другой стороной поворачивал и цвета мешал совершенно беспардонно?!

Вот он домик из легодупло соорудил - это можно, это окружающие поймут. Так и получают дети похвалу за результат. Хотя вместе с ним порадоваться - ему и хорошо будет.

Так уж дети устроены, что лобные доли, где рождается способность ориентации на результат, начинают созревать к 5-7 годам у нейротипичных детей, а у нейрочувстивтельных - к 7-9 годам, а то и позже. Но мы упорно лепим из детей образ и подобие маленького взрослого: “А то не научится”. “А то поздно будет”. “Привыкнет - и что с ним потом делать?!” А дело -то не в привычке. Не в том, что не научится, научение здесь лишь следствие созревания мозга, и важны условия для этого созревания.

Затем ребенок ближе к школе слышит фразу от мамы: “Давай договоримся. Будет результат - будет приз, нет результата - нет приза.” Ребенок понимает, что игра с буквами - это ерунда, вот выучил алфавит - это да, достойно, дадут вкусняшку или новую машинку. Что просто петь песенку - не то, вот по нотам и в словах ни разу не ошибся - это даа, да и куколка лишняя не помешает.

А потом ребенок растет, становится взрослым, обычным таким взрослым. Таким как я, как вы, как они. И каждый раз как не получает результата - не получил 5 по контрольной, не приняли на работу с первого раза, не стал знаменитым певцом за 1 год - то не получает приз - похвалу. Уже от самого себя и начинает себя ругать, что он такой да растакой, что плохо старался, да и времени мог побольше подготовиться - не 3 ночи не спать, а недельку поднапрячься. Что надо было больше часов петь, чтобы свое сопрано оттренировать, а то остальные тональности уже есть, а эта никак не дается.. И нельзя отдыхать пока не получишь результат. То есть приз. И не важно ,что в детстве это была еще одна игрушка для коллекции, теперь результат и приз так тесно связаны, что коллекцию игрушек пополнять нет нужды, а вот коллекцию побед и результатов - да. Чтобы быть хорошим, чтобы одобрили, чтобы не отвергли..

И тогда процесс, даже если нравится что-то, не приносит удовлетворения. Потому что есть ценность лишь результата. А между тем большое удовольствие и взрослые люди получают отнюдь не только получая приз, пусть и самый настоящий, в виде кубка за спортивные достижения.

психолог Татьяна Савченко



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • РЕЗУЛЬТАТ: что это такое и к каким результатам мы стремимся в своей жизни?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Все, что у нас есть и чего нет - результат чего?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • Стресс, что это и что с ним делать?
  • Процесс или результат, что важнее?
  • Процесс или результат? Что важнее? Где находятся их возможные корни?
  • “Ну и что, что мой ребенок тревожный? Он будет полицейским/врачом/пожарным и точка!”
  • Это даже хорошо, что сейчас нам плохо?
  • Рефракторная зона: что делать, чтобы поменять то, что есть
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Другой - не поставщик твоего ресурса. Он лишь показал, что в тебе есть это самое лучшее



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь