Вы замечали, как дети ловко умеют водить кисточкой и получать каляки маляки на листе, совершенно искренне радуясь самому процессу нанесения линий?
А замечали как вы упорно можете идти к результату и из своих палочек-линий и изгибов рисовать неплохие наброски портретов, пейзажей? Да-да, даже если вы будете говорить, что вы так просто и рисовать вовсе не умеете. Все равно вышел. И вышел результат. Редко можно встретить взрослого, который искренне получает удовольствие от своих каляк-маляк на листе. Или ребенка, который в 2 (3, 4) года стремится нарисовать вооон тот пейзаж из окна.
И это вовсе не значит, что что-то из этого хорошо, а что-то плохо. Просто так есть. И многие воспринимают это как данность. Да и я долгое время воспринимала как данность, что ну да, мол, что с них взять, мелкие еще, не умеют толком рисовать. Лучше не смотреть, такая мазня - и глаз не порадовать. Ни своих, ни чужих. Ну не хвастаться же родственникам, что ребенок в этот раз каракули особенно тщательно рисовал, что кисть другой стороной поворачивал и цвета мешал совершенно беспардонно?!
Вот он домик из легодупло соорудил - это можно, это окружающие поймут. Так и получают дети похвалу за результат. Хотя вместе с ним порадоваться - ему и хорошо будет.
Так уж дети устроены, что лобные доли, где рождается способность ориентации на результат, начинают созревать к 5-7 годам у нейротипичных детей, а у нейрочувстивтельных - к 7-9 годам, а то и позже. Но мы упорно лепим из детей образ и подобие маленького взрослого: “А то не научится”. “А то поздно будет”. “Привыкнет - и что с ним потом делать?!” А дело -то не в привычке. Не в том, что не научится, научение здесь лишь следствие созревания мозга, и важны условия для этого созревания.
Затем ребенок ближе к школе слышит фразу от мамы: “Давай договоримся. Будет результат - будет приз, нет результата - нет приза.” Ребенок понимает, что игра с буквами - это ерунда, вот выучил алфавит - это да, достойно, дадут вкусняшку или новую машинку. Что просто петь песенку - не то, вот по нотам и в словах ни разу не ошибся - это даа, да и куколка лишняя не помешает.
А потом ребенок растет, становится взрослым, обычным таким взрослым. Таким как я, как вы, как они. И каждый раз как не получает результата - не получил 5 по контрольной, не приняли на работу с первого раза, не стал знаменитым певцом за 1 год - то не получает приз - похвалу. Уже от самого себя и начинает себя ругать, что он такой да растакой, что плохо старался, да и времени мог побольше подготовиться - не 3 ночи не спать, а недельку поднапрячься. Что надо было больше часов петь, чтобы свое сопрано оттренировать, а то остальные тональности уже есть, а эта никак не дается.. И нельзя отдыхать пока не получишь результат. То есть приз. И не важно ,что в детстве это была еще одна игрушка для коллекции, теперь результат и приз так тесно связаны, что коллекцию игрушек пополнять нет нужды, а вот коллекцию побед и результатов - да. Чтобы быть хорошим, чтобы одобрили, чтобы не отвергли..
И тогда процесс, даже если нравится что-то, не приносит удовлетворения. Потому что есть ценность лишь результата. А между тем большое удовольствие и взрослые люди получают отнюдь не только получая приз, пусть и самый настоящий, в виде кубка за спортивные достижения.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.