Шизоидный процесс (мой перевод статьи Рэя Литтла) Часть 1

Общий обзор

В этой статье изучаются защитные механизмы замкнутого Детского эго-состояния с точки зрения транзактного анализа и Британской теории объектных отношений. Автор исследует процесс ухода и определяет принципы терапии.

                       __________________

 

Теоретические взгляды на шизоидный процесс

Я начну с исследования нескольких теоретических описаний шизоидного процесса, которые повлияли на моё мышление в работе с замкнутым Детским эго-состоянием.

Термин «шизоидный» используется в психотерапевтической литературе для описания и личностной структуры и психологического процесса.

Мелани Кляйн (1946/1986), представительница Британской школы объектных отношений, применяла это термин, упоминая и о механизме расщепления, который используют младенцы для того, чтобы организовать свой опыт и при описании стадии развития. При обсуждении процесса, который она называла «насильственное расщепление «Я», она особенно выделяла понятие «чрезмерной проекции», которая возникала в результате того, когда другой человек воспринимается как преследователь. Таким образом, она говорила о переживании ужаса некоторыми клиентами, когда они чувствуют что, будто весь мир собирается напасть на них.

В исследовании Фейрберна (1940/1952с) «Шизоидные факторы в личности» упоминается о трёх наиболее заметных характеристиках шизоидной личности: (1) ощущение всемогущества, (2) ощущение отстраненности, (3) поглощённость фантазиями и внутренней реальностью. В более поздней работе «Рассмотрение эндопсихической структуры в терминах объектных отношений» (1944/1952а) он продолжал описывать интрапсихическую структуру, которая включает расщепление эго и вытеснение частей как защитного механизма. В ней он указывал на то, что шизоидные личности могут исполнять социальные роли, контактировать с другими людьми, проявлять должные чувства, однако в тоже время оставаться отчуждёнными от мира.

Гантрип (1968/1992) продолжил развивать идею Фейрберна о эндопсихике и составил список характерных черт шизоидной личности. Также он детально разработал концепцию Фейрберна о шизоидной дилемме и говорил о необходимости компромисса, как средства для выхода из неё. Гантрип описал дальнейшее расщепление эго, которое он назвал «пассивно регрессивное эго». Он рассматривал его как уход в безобъектный мир.

Автор благодарит Ричарда Эрскина за поощрение и поддержку при написании и развитии идеи, которая демонстрируется в этой статье. Также он хочет поблагодарить Ширли Спит: за её комментарии и поддержку в развитии  и применении этих идей.

Ральф Клейн (1995) основываясь на работах Фейрберна и Гантрипа и используя подход Мастерсона (1988), применил термин «шизоидный» для того, чтобы описать расстройство «Я» (в дополнении к пограничному и нарциссическому личностному расстройству). С точки зрения теории объектных отношений, Клейн рассматривал шизоидный процесс как пребывание в самообъектных отношениях, как рабскую привязанность к хозяину или как самоизгнание в страхе перед садистическим объектом (self-in-exile fearful of sadistic object).

Хорни (1945) описала три «невротические наклонности»: движение в сторону людей, движение против людей, движение от людей, что включает уход от контакта. По её мнению люди, которые проявляли эти наклонности, отдалялись от себя и от других людей.

В «Принципах группового лечения» Эрик Берн использовал термин «шизоидный» для того, чтобы описать одну из четырёх жизненных позиций, которую он называл «тщетной и шизоидной». Типичной игрой для этой позиции является «Посмотри, что они сделали со мной». Описывая клиентов, которые занимают эту позицию и ограничены в своей способности выносить страдания, Берн писал, что шизоидная позиция «ведет, в конце концов, к выбору между эстетическим или злорадным самоубийством».

Пол Вэйр (1983) разработал классификацию типов личностей или адаптаций, которые описывают характер психопатологии и сложностей в приспособлении к окружающей обстановке. Также он создал список разнообразных поведенческих драйверов и запретов, характерных для каждого типа. Вэйр писал, что для шизоидной адаптации характерна изолированная пассивность, фантазирование, избегание и отстранённость. Люди, обладающие такими характеристиками, как правило, нерешительны, сверхчувствительны и эксцентричны. Их поведенческие  драйверы: «Будь сильным», «Пытайся», «Радуй других». Вэйн Джонс (1985), продолжил развивать работу Вэйра и рассматривал людей с шизоидной адаптацию как творческих мечтателей, которые обладают высоко развитой способностью к внутренним размышлениям.

Упоминая о трёх стилях Адаптивного Ребёнка – покладистость, сопротивление и уход – Валлехо (1986) описывал уход как «адаптивное поведение, которое сопровождается чувством отчаяния и смирения с неудачей или потерей, разрушением, оставлением, отсутствием чего-либо: предмета, человека или события».

Шизоидный характер это защитная позиция, которая в результате приводит к возникновению изолированного стиля в межличностном взаимодействии. Джонсон (1994) рассматривал структуру характера как некую шкалу с множеством делений. На одном конце которой находится личностное расстройство, а на другом - высокий уровень способности к деятельности, которую он называл «характерным (рабочим?) стилем». Он считал, что на одном конце шкалы находится шизоидное расстройство, а на другом конце избегающий стиль.

В диагностическом и статистическом справочнике психических расстройств (DSM-IV) (Американская психиатрическая ассоциация, 1994) находится список диагностики критериев для  шизоидного расстройства личности:

Человек с таким расстройством характеризуется общей отстранённостью от социальных отношений и ограниченностью способов выражения эмоций в ситуациях межличностного взаимодействия. Для постановки диагноза необходимо, чтобы четыре (или более) из ниже перечисленных характеристик начали проявляться с ранней зрелости в самых разных контекстах:

  1. Не хочет иметь и не получает удовольствия от близких отношений, в том числе семейных.
  2. Почти всегда предпочитает уединённую деятельность
  3. Слабо заинтересован, если вообще заинтересован, в сексуальных отношениях.
  4. Получает удовольствие лишь от небольшого числа видов деятельности или вообще ни от какой деятельности удовольствия не получает.
  5. Не имеет близких друзей или товарищей, кроме ближайших родственников.
  6. Равнодушен к похвале или критике.
  7. Проявляет эмоциональную холодность, отрешенность или уплощённость аффекта

DSM-IV фокусируется на поведенческих проявлениях, в то время как Фейрберн и Британская школа объективных отношений концентрируется больше на интрапсихической динамике. С моей точки зрения, разнообразные поведенческие  и описательные элементы DSM-IV необходимо также подкреплять данными о развитии индивида и его  интрапсихическом процессе.

 

Защитные механизмы и процессы

После исследования работ вышеупомянутых авторов, для меня становится очевидным, что шизоидному феномену характерны определённые защитные процессы.  Один из них расщепление. «Процесс в ходе, которого ментальная структура теряет свою интегративность и начинает состоять из двух или более частей-структур» (Райкрофт, 1968 стр. 156). Некоторые исследователи также упоминают о вытеснении или процессе перевода некоторого материала в бессознательное.

Следующий механизм защиты, проекция, освещался множеством авторов; он представляет собой «видение ментального образа как объективной реальности» (Райкрофт, 1968, стр.125). Уход и отстранённость от мира, связанные с уверенностью в своих силах, может создавать впечатление равнодушия, которое также поддерживается отсутствием эмоциональной реакции и холодностью. Это является защитой от переживаемой опасности и беспокойства, которые неминуемо возникают при доверии другим людям.

Регрессия, следующий защитный процесс, характеризуется бегством во внутрь себя и к более ранним стадиям развития, вплоть до размышлений о самоубийстве. Шизодные личности часто являются интровертами и живут преимущественно внутренней жизнью. Они часто переживают одиночество, которое воспринимается ими как сильная потребность в контактах и любви. Но также в противоположность этой потребности, характерной для них особенностью является страх разрушить других людей или быть разрушенным ими. Часто они могут выглядеть как контактные люди, но внутри, в сущности, оставаться при этом эмоционально отстранёнными. В целом, для них свойственно ощущение тщетности своих усилий, внутренней пустоты и недостатка интеграции (Д. Клейн, 1987).

Случай из практики: У Себастьяна проявлялись некоторые из этих процессов. Обычно он начинал сессию с какого-либо события, о котором мы могли поговорить, своего рода «жвачки», что не раскрывала его уязвимости. С помощью этого он проверял, признаю ли я его, и может ли он мне доверять. Сессия казалось, была изолированным событием для него, без какого-либо дальнейшего развития. Часто казалось, что он забывал о том, что было на предыдущих сессиях, возможно для того, чтобы смыть свой опыт связанности со мной.

В течение сессий, Себастьян часто использовал уход, чтобы, кажется, иметь возможность наблюдать за мной. Словно он уходил в свою голову и оттуда из своих глаз следил за всеми моими движениями. Он описывал это как отступление в свой замок, в главную башню, где он чувствовал себя в безопасности. Он всегда выставлял караул у него. А мост хоть и был спущен, но мог быть поднят в любое время. Если я видел, проявление эмоций на его лице и какую-либо реакцию, то он становился взволнованным оттого, что это стало заметным, но при этом ощущал, что не может высказаться об этом. Он чувствовал, что это слишком опасно для него, и он боялся так поступить.

Себастьян уединялся от мира и отстранялся от межличностных отношений. Он замораживал свои эмоциональные отклики по отношению к людям и к происходящим событиям. В начале нашей работы, когда мы исследовали его чувства по поводу разрывов в контакте, его чувства ничего не значили для него. Теперь он, кажется, имеет некоторые чувства по поводу окончания сессий и совсем недавно, когда мы беседовали по поводу завершения, он признал, что будет скучать по мне. Это означает что, он перестал скрываться и  вошёл в контактные отношения со мной.

 



Просмотров: 458
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что написать мужчине при знакомстве в интернете. Для женщин, которые в поиске серьезных отношений.
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Давай останемся друзьями. Часть 1. Что это может означать для ваших отношений.
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • Что такое «уход в ребенка» и чем это чревато для малыша
  • 10 признаков того, что мужчина не подходит для отношений
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что такое “сексуальные забастовки” и чем они опасны для семейных отношений?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Будь умнее. Для себя, или для них?
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Как пережить, что я плохая для него
  • Как и для чего распознавать чувства? Что скрывает за собой гнев?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь