|
Младший ребенок в семье. Инфантилизация.Автор статьи: Сокол Лариса Ивановна
Давно известно, что развитие ребенка – это индивидуальный процесс, и он обусловлен многими факторами. В этой статье я поделюсь своими наблюдениями, как выглядит взаимосвязь развития и порядок рождения. А конкретно, торможение в развитии третьего ребенка, младшего из погодков, благодаря тому, что вокруг есть те, кто позаботится о нём и сделает вместо него. В семье трое детей. В обычной городской семье, среднестатистической. Со средним достатком, где мама и папа работают, где есть хоть одна бабушка или дедушка. Пусть и не всегда, но они также принимают участие в воспитании детей. Так вот, что разглядела я, когда мама с ребенком пришли с проблемами «плохой памяти» и «лени» у него, младшего из детей? Я увидела, как заботливые родственники инфантилизируют детей.
Мама первоклассника обратилась с запросом – ребенок не может выучить стихотворение, так как у него «плохая память». В процессе выясняется, что он третий и у него «замечательные» отношения со старшими. Что мама работает, что со школы детей забирают и везут домой на машине, что уроки учат дети вместе, что ребенку нравится уединяться с планшетом. То, что у младшего ребенка проблемы в обучении оказалось неожиданностью для мамы. Ведь она отдавала его на подготовительный курс перед школой. По результатам тестирования с помощью соответствующих методик выясняется, что память соответствует возрастной норме. Ребенок отвечает на вопросы, называет достаточное количество животных и птиц, цвета карандашей. Но определить, какой фигуры на картинке не хватает, ребенок не смог. При тестировании мама стремилась ответить вместо ребенка, дополнить, исправить. Так, что я просила её дать возможность ему самому ответить. В речи мамы несколько раз звучит «мы», когда она говорит о ребенке. «Мы не хотим читать, мы не хотим учить стих, мы не хотим идти гулять, мы ленимся…» После окончания разговора мама при мне одевает ребенка, застегивает, берет его рюкзак и выходит из кабинета. Предполагаю, что сложности в данном случае у ребенка связаны с тем, что ему мало что дают делать самостоятельно. У него попросту нет надобности, ведь все и так стараются помочь, сделать быстро. Нет времени ждать пока он медленно, по сравнении с другими членами семьи, прочитает, оденется и тому подобное. Перечитала. Нет, пожалуй, так - сложности и недоумение у мамы, почему ребенок не учит наизусть самостоятельно. А у самого ребенка тревоги по этому поводу я не заметила. Очень послушный и спокойный ребенок, и маму слушается, и старших детей в семье. Ему нет смысла учиться новому, ведь его любят, его оберегают от сложностей. Зачем напрягаться. Всегда рядом есть кто-то, кто сделает это за тебя. Был у меня и опыт общения с молодым мужчиной 27 лет, который всё никак не мог начать работать. «У меня проблемы с мотивацией», - говорил он на встречах. Ситуация его развития была похожей – заботливые мама, папа и две старших сестры, не считая расширенной семьи. Сёстры были довольно успешны и с радостью опекали младшенького. «Дали» образование, но не похоже, чтобы он его «взял», так как по специальности боялся работать. Сёстры, кстати, и рекомендовали обратиться к психологу, чтобы эту самую мотивацию обнаружить. Многое, что говорил мне клиент, напоминало афоризм: «Никто не может мне помочь стать самостоятельным!» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|