Младший ребенок в семье. Инфантилизация.

Давно известно, что развитие ребенка – это индивидуальный процесс, и он обусловлен многими факторами. В этой статье я поделюсь своими наблюдениями, как выглядит взаимосвязь развития и порядок рождения. А конкретно, торможение в развитии третьего ребенка, младшего из погодков, благодаря тому, что вокруг есть те, кто позаботится о нём и сделает вместо него.

В семье трое детей. В обычной городской семье, среднестатистической. Со средним достатком, где мама и папа работают, где есть хоть одна бабушка или дедушка. Пусть и не всегда, но они также принимают участие в воспитании детей. Так вот, что разглядела я, когда мама с ребенком пришли с проблемами «плохой памяти» и «лени» у него, младшего из детей? Я увидела, как заботливые родственники инфантилизируют детей.

Психический инфантилизм — незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту. Но в раннем возрасте признаки эмоционально-волевой незрелости и снижение уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме по существу можно говорить лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда присущие психическому инфантилизму особенности начинают выступать более отчетливо. Достаточно типичными для детей этого возраста являются преобладание игровых интересов над учебными, непонимание и неприятие школьной ситуации и связанных с ней дисциплинарных требований, что приводит к социальной и школьной дезадаптации. Тиганов А.С. Патология психического развития

Мама первоклассника обратилась с запросом – ребенок не может выучить стихотворение, так как у него «плохая память». В процессе выясняется, что он третий и у него «замечательные» отношения со старшими. Что мама работает, что со школы детей забирают и везут домой на машине, что уроки учат дети вместе, что ребенку нравится уединяться с планшетом.

То, что у младшего ребенка проблемы в обучении оказалось неожиданностью для мамы. Ведь она отдавала его на подготовительный курс перед школой. По результатам тестирования с помощью соответствующих методик выясняется, что память соответствует возрастной норме. Ребенок отвечает на вопросы, называет достаточное количество животных и птиц, цвета карандашей. Но определить, какой фигуры на картинке не хватает, ребенок не смог.

При тестировании мама стремилась ответить вместо ребенка, дополнить, исправить. Так, что я просила её дать возможность ему самому ответить. В речи мамы несколько раз звучит «мы», когда она говорит о ребенке. «Мы не хотим читать, мы не хотим учить стих, мы не хотим идти гулять, мы ленимся…» После окончания разговора мама при мне одевает ребенка, застегивает, берет его рюкзак и выходит из кабинета.

Предполагаю, что сложности в данном случае у ребенка связаны с тем, что ему мало что дают делать самостоятельно. У него попросту нет надобности, ведь все и так стараются помочь, сделать быстро. Нет времени ждать пока он медленно, по сравнении с другими членами семьи, прочитает, оденется и тому подобное. Перечитала. Нет, пожалуй, так - сложности и недоумение у мамы, почему ребенок не учит наизусть самостоятельно. А у самого ребенка тревоги по этому поводу я не заметила. Очень послушный и спокойный ребенок, и маму слушается, и старших детей в семье. Ему нет смысла учиться новому, ведь его любят, его оберегают от сложностей. Зачем напрягаться. Всегда рядом есть кто-то, кто сделает это за тебя.

Был у меня и опыт общения с молодым мужчиной 27 лет, который всё никак не мог начать работать. «У меня проблемы с мотивацией», - говорил он на встречах. Ситуация его развития была похожей – заботливые мама, папа и две старших сестры, не считая расширенной семьи. Сёстры были довольно успешны и с радостью опекали младшенького. «Дали» образование, но не похоже, чтобы он его «взял», так как по специальности боялся работать. Сёстры, кстати, и рекомендовали обратиться к психологу, чтобы эту самую мотивацию обнаружить. Многое, что говорил мне клиент, напоминало афоризм: «Никто не может мне помочь стать самостоятельным!»



Просмотров: 416
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Развитие проактивности у детей младшего школьного возраста
  • «Комната релаксации» как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Определяем темперамент у детей младшего школьного возраста
  • Учебная неуспеваемость детей младшего школьного возраста
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Кризисы детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Мои эмоции (занятие для детей младшего школьного возраста)
  • Методика обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Самооценка, успеваемость и будущее детей младшего школьного возраста
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Готовим ребенка к обучению в школе. Хорошая ли у него память?
  • Особенности приёмных детей, создающие сложности в семье
  • ...Когда в семье есть старший ребенок...
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Ребенок говорит: мама я тебя не люблю. Как реагировать,что делать
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Когда мама как ребенок
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Как следует поощрять и как не следует наказывать детей дошкольного и младшего школьного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь