|
Проблемы. Тупик или развитие?Автор статьи: Ульянич Игорь Владимирович
Интересный вопрос: проблемы бывают у всех людей или нет? Кто-то может сказать, что у него нет проблем. Скорее всего, тот, кто говорит, что у него нет проблем, или быстро их решает, по мере поступления, или прячется от действительности, или просто обманывает. На самом деле проблем нет у тех, кто уже не живёт (это наше предположение; как на самом деле, возможности выяснить нет). У живого человека проблемы есть всегда. Как говорят: «Чем «больше человек, тем больше проблемы»». Как уже отмечалось выше, одни люди умеют самостоятельно решать свои проблемы, а другая часть людей характеризуется тем, что самостоятельно не умеет решать сложные жизненные задачи, накапливает проблемы, или пытается спрятаться от них, сделать вид, что ничего не происходит. Знание – сила. Знаешь - значит «вооружен». Грозно, но правильно. Знание некоторых психологических законов делает человека более сильным и устойчивым к жизненным невзгодам. Психологи заметили, что в жизни практически любого человека время от времени происходят так называемые кризисы. А самое интересное то, что их можно изучать. Учёные психологи предлагают нам учиться не на своих ошибках, а на опыте других. Для этого собственно и пишутся книги и статьи, проводятся психологические консультации.
Кризис (от греческого kresis – решение, поворотный пункт, исход) определяется в психологии как тяжёлое состояние, вызванное какой-либо причиной или как резкое изменение статусов персональной жизни. Классифицировать кризисы можно по разным признакам. Они бывают возрастные, профессиональные и семейные; различаются по длительности и интенсивности, по причинам возникновения и т.д. Объединяет их то, что состояние человека, находящегося в кризисе, сопровождается разнообразными негативными эмоциями и переживаниями, как то: страх, отчаяние, безнадёжность, беспомощность, злоба, чувство вины и т.д. Кризисы сопровождают человека всю жизнь. Рождение человека начинается кризисом, жизнь человека также заканчивается кризисом. Рассмотрим основные возрастные кризисы более подробно, так как через них проходят практически все люди, и у некоторых людей они имеют ярковыраженный характер. Как говорится, если знаешь причину проблемы – половина этой проблемы уже решена. Кризис новорождённости. Рождение это тяжёлый, переломный момент в жизни человека. Из комфортных условий ребёнок рождается и попадает в совершенно другую среду обитания, где организму надо подстраиваться под необычные для него температуру и освещение, а также надо прилагать усилия для дыхания и принятия пищи. Кризис первого года жизни. Как и всякий кризис, он связан с поворотным моментом в жизни человека или изменением ситуации. В данном случае присутствует всплеск самостоятельности ребёнка. Он начал ходить. Он становится активным. Запреты родителей могут приводить к аффективным реакциям ребёнка. Терпение и выдержка родных помогают ребёнку избавиться от острых эмоциональных реакций, тем самым смягчают кризис. Кризис трёх лет, или кризис выделения своего «Я». Ребёнок пытается установить со взрослыми новые, более глубокие отношения. Происходит эмансипация ребёнка, он психологически отделяется от близких взрослых. Этот кризис может характеризоваться негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, ревностью, протестом и даже деспотизмом ребёнка. «Я сам» говорит ребёнок и пытается изменить этот мир. Кризис семи лет связан с рождением социального «Я» ребёнка. Меняются интересы и ценности ребёнка, меняется социальный статус и весь уклад его жизни. Этот кризис возникает независимо от того когда ребёнок пошёл в школу в 6 или 7 лет. Одним из самых сложных возрастных кризисов в жизни человека является кризис полового созревания, который приходится на подростковый возраст. Подростковый возраст, 11 – 15 лет, иногда называют затянувшимся кризисом. Сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. При этом физическое развитие подростка опережает психическое. Организм подростка переживает так называемую «гормональную бурю». У подростков половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. В непонятных и нестандартных ситуациях необходимо не кричать и упрекать ребёнка, а понять и помочь ему. Тяжелые эмоциональные реакции у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание и тактичность. Кризис 17-ти лет возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни, и протекает менее ярко чем кризис подросткового возраста. Примерно в 30 лет большинство людей переживает кризисное состояние. Основная масса людей до этого возраста уже успела обзавестись собственной семьёй, получить профессию и пройти некоторый жизненный путь и как профессионал, и как личность. Кризисное состояние выражается в изменении представлений о своей жизни, неудовлетворённость своей жизнью. Кризис 30–ти лет называют иногда кризисом смысла жизни. Человек начинает анализировать свои достижения и провалы. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр собственной личности, а также поиски виновных, т.е. тех кто помешал реализации жизненных планов. Следует отметить, что этот кризис возникает при неудачном выборе жизненного пути. Кризис 40-лет является как бы повторением кризиса 30-ти лет. Кроме профессиональной деятельности этот кризис может вызываться и обострением семейных отношений. У кого-то произошли потери близких людей. Дети выросли и покидают «родительское гнездо». Семья проверяется на прочность. Если кроме детей супругов ничто значимое для них обоих не связывает, семья может распасться. Необходимо отметить, что как кризис 30-ти, так и кризис 40 лет не обязательно совпадает именно с этим возрастом. Возрастные рамки могут сдвигаться как в одну, так и в другую сторону, т.е. возникнуть или раньше или позже этого возраста. Особое событие, уход на пенсию, также может породить кризис. Кризис ухода на пенсию часто усугубляется тем, что примерно в это время вырастает и начинает жить самостоятельной жизнью второе поколение – внуки. Это особенно болезненно отражается на женщинах, посвятивших себя в основном семье. С уходом на пенсию, нередко совпадающим с ускорением биологического старения, часто связано ухудшение материального положения. Кризис может усложниться утратой близких людей. Для одних этот период заканчивается старостью, а для других активностью и мудростью. Человек жив пока работает его поисковая активность, пока он самосовершенствуется, пока он видит смысл своего существования. Как сказал один писатель: «Старость это дурная привычка, для которой у активных людей нет времени». Кроме возрастных в жизни человека могут присутствовать и ситуативные кризисы как то: профессиональные или любовные провалы; семейные и межличностные; утраты, в том числе близких людей и т.д. Ситуацию может ухудшить наслоение одного кризиса на другой или затяжной кризис. Вследствие неразрешённости ситуации, в особо тяжёлых условиях у человека могут возникнуть два абсолютно противоположных желания: уйти из жизни и желание жить, выжить. Психологи отмечают, что с кризисом сталкивается не только сам человек, находящийся в этом состоянии, но ближайшее окружение человека и даже просто очевидцы. Как разными бывают причины возникновения кризисов, так и выходы из этих состояний бывают различными. Что касается детей, то, безусловно, самостоятельно преодолеть кризис они не могут, в этом им помогают взрослые. Что касается взрослых, самостоятельных людей, то выходы из кризисных состояний у них могут быть как деструктивные, так конструктивные. Общим признаком всех деструктивных стратегий преодоления кризисов является неспособность и нежелание человека работать со своей проблемой. Человек не готов и не хочет принимать решения, не хочет брать на себя ответственность за них, боится последствий и поэтому ждёт, всё как-нибудь устроится само собой. Нерешённые проблемы приводят к негативному опыту и более глубокому, затяжному и тяжёлому личностному кризису. Он в свою очередь может переходить в невротические состояния, невроз или другие более деструктивные последствия для личности, как то алкоголизм, сумасшествие, самоубийство и т.п. Конструктивное преодоление кризисов предполагает принятие реальности. Необходимо остановиться, проанализировать сложившуюся ситуацию. При этом надо различить главное и второстепенное, выделить составные части, возникшие в проблеме, и решать её поэтапно. В случае конструктивного преодоления, кризис становится поворотным пунктом жизненного пути человека. Конструктивное преодоление кризиса приводит к новым высотам развития человеческой личности. В случае невозможности преодоления кризиса самостоятельно необходимо обратиться за помощью к значимым или близким для личности людям. При необходимости помощь психолога, например как непредубеждённый взгляд со стороны, также может оказаться ценной. В пользу посещения психолога расскажу такую историю. Пару лет назад в Донецке, где я живу, совершенно случайно встретился с молодой симпатичной женщиной. Оказалось, что она живёт в Швейцарии. Работает, как вы уже, наверное, догадались психологом. Работает психологом в Швейцарии! Родилась в Донецке, училась в Питере, подтвердила диплом и работает психологом в Швейцарии. Так вот с её слов - швейцарцы ходят к психологу по любому поводу (естественно, когда возникает проблема). Зажиточные, благополучные швейцарцы частые посетители психологов. Чем жители постсоветского пространства отличаются от тех же швейцарцев? Если у нас радость, мы идем и делимся ею со своими друзьями. Если у нас проблемы (психологического характера) или горе, идём к другу (подруге) и грузим их по полной программе, как будто у них своих проблем мало. Я не первый сделал это наблюдение. Так вот швейцарцы с радостью идут к друзьям, а с проблемами идут к психологу. Человек – существо социальное, т. е. живёт среди себе подобных. Осуществляя жизнедеятельность в обществе, человек удовлетворяет свои нужды и потребности, ставит перед собой различные задачи и цели, и осуществляет их. При этом потребности окружающих людей могут учитываться неправильно или вообще не учитываются. Некоторые плохо удовлетворяют свои потребности, не умеют решать жизненные задачи, живут бесцельно. Всё это может приводить к конфликтам или с окружающими, или с самим собой. Если это происходит разово и человек своевременно исправляет ошибку – это нормально. С течением жизни человек взрослеет, совершенствуется. Человек способен обучиться саморегуляции мыслей, чувств, своих психических состояний и поведения. Силой воли он способен формировать необходимые качества своей личности. А если он этому не научился? А если сбои происходят постоянно и человек начинает накапливать проблемы? Нужна помощь психолога. Естественно не все могут себе позволить платную консультацию психолога. Но дело не в этом. Дело в культуре. У нас много психологов, которые по долгу своей службы, психологическую помощь оказывают бесплатно. Главная задача психолога оказать помощь нуждающемуся. Люди говорят, что если знал бы где упадёшь, подстелил бы. Давайте стелить себе и своим родным мягко, чтобы жить более комфортно. Игорь Ульянич. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|