|
Кризис середины жизни: проблема или точка роста?Автор статьи: Борисова Наталья Михайловна
«Человеческая жизнь знает три фазы: двадцать лет, чтобы учиться, двадцать лет, чтобы бороться,и двадцать лет, чтобы становиться мудрым». Китайская поговорка На пороге второй половины жизни человек начинает подводить предварительные итоги, сравнивая свои юношеские мечты и ожидания с результатами, достигнутыми к настоящему моменту. Чаще всего при этом выявляются несоответствия и противоречия, между желаниями и реальностью, между Я-идеальным и Я-реальным. Обремененный как личными, так и социальными ожиданиями, зрелый человек вынужден признавать, что не смог оправдать всех надежд, окружающих и своих собственных, и (что еще печальнее) вряд ли уже сможет их оправдать. Ведь кризис сорокалетия сопровождается осознанием утраты молодости, угасания физических сил, эмоциональным спадом... Центральной проблемой этого возраста являются сомнения в правильности прожитой половины жизни и вынужденный поиск нового пути (или отказ от такового). Картина рисуется довольно безрадостная и бесперспективная, не находите? Но… Само слово кризис происходит от греческого слова «решение» и буквально означает «разделение дорог». В китайском языке оно состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой — «возможность». Таким образом, слово «кризис» одновременно несет в себе смысл чрезвычайности, угрозы и в то же время потенциала, шанса, и естественно вытекающей из того и другого необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, переломный момент. Кризис в психологии определяется как ситуация невозможности: невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, состоянии. Как говорил известный психолог Виктор Франкл, «тот, кто знает, зачем жить, преодолеет почти любое как». Нахождение новой, более значимой и более реалистичной цели позволяет человеку в этот важнейший момент вновь обрести себя, заново осознать свое место в жизни и развиваться дальше, независимо от «тикания» биологических и психологических часов. Человек еще раз должен задать себе вопрос: «Зачем?» и найти на него новый ответ или ответы. Возможно, ответы будут прежними, но с учетом новых обстоятельств, людей и реального «Я» личности. Как правило, в этот период жизни у человека имеется ресурсный багаж в виде богатого жизненного опыта, включающего не только наработанные поведенческие стратегии, но и умение переключаться, используя весь спектр своих навыков, умений и моделей поведения в зависимости от жизненной ситуации. То есть то, что может помочь ответить на вопрос «Как?» А знание особенностей, значения и задач «кризиса середины жизни» может облегчить прохождение этого сложного периода в жизни человека. В психологии выделяются четыре конфликта, от разрешения которых зависит разрешение самого кризиса середины жизни: — признание ценности мудрости против признания ценности физических сил (когда по мере убывания жизненных сил и ослабления здоровья люди переключают большую часть своей энергии с физической деятельности на умственную); — социализация против сексуализации человеческих отношений (когда человек пересматривает взаимодействие с представителями обоих полов, смещая акцент с сексуального влечения или конкуренции на просто общение и дружеские отношения); — эмоциональная гибкость против эмоционального обеднения (эмоциональная гибкость лежит в основе жизненных корректировок, к которым человек вынужден прибегать в случаях, когда рушатся семьи, уходят друзья и старые интересы теряют свою значимость); — гибкость мышления против жесткости мышления (когда склонность придерживаться старых жизненных правил, недоверчивое отношение к новым идеям и неготовность к изменениям приводит к зависимости от прошлого опыта). Успешность прохождения кризиса середины жизни напрямую связана с перспективами дальнейшего развития личности и удовлетворенности жизнью во второй половине жизни. Зачастую ответить на вопрос: «Какова моя действительная задача?» оказывается сложнее тем, кто в первой половине жизни четко определился в личностных установках и утвердился в жизненных ориентирах и смыслах. Стоит иметь в виду, что кризис «середины жизни» не всегда и не у всех связан с физическим средним возрастом. Некоторые люди проходят свой перевал середины пути и в 50, и даже 60 лет… Возможен вариант, когда человек уходит из жизни, так и не дойдя до этого перевала… Жизненный путь – не сумма отдельных событий и действий, продуктов творчества, а целостное, непрерывное явление. Важно не просто выделить возрастные этапы на этом пути, а учесть, как каждый этап подготавливает к последующему и влияет на него. Каждый из этих этапов играет важную роль в жизни, но не определяет ее. То есть своими поступками человек может изменить собственную историю: последующий ход жизни зависит от тех или иных решений человека в настоящем. Человеку, находящемуся в сложной ситуации, в ситуации кризиса, независимо от того с чем связан этот кризис, порой трудно в одиночку разобраться с ним и найти выход из запутанного лабиринта, — ему нужен кто-то, кто пройдет этот путь вместе с ним. И лучше, если это будет человек, который знает, как это работает и как это устроено. Расскажите ему, что происходит лично у Вас и Вам легче будет найти путь к себе! Н. Борисова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|