|
Итоги по детскому эпигенезу - задачи, кризисы, проблемы.Автор статьи: Наталия Владимировна Благова
Подведу итоги детским кризисам. Напомню, что эпигенез связан с 3 стадиями и 3 кризисами детского развития.
–1.1.ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ (1й год жизни) ЗАДАЧА. Переход от биологического к социальному типу развития, овладение диалогом, взаимодействие с предметами, обособление от взрослых. КРИЗИС. Распад «МЫ» и появление «формы-Я» (разрушение прежнего слияния с матерью). Проявляется в мрачности, плаксивости, нарушении сна, утрате аппетита, др. Резкое стремление к независимости + обострение чувствительности к влиянию. НОВОЕ (образование/способности): Хождение и развитие речи, как свидетельство преодоления ребенком предыдущей стадии развития. Вместо единства матери и ребенка, появляются двое – взрослый и дитя. ПРОБЛЕМЫ. Нарушение привязанности и близости с Другими. Нет доверия, тревожность. Беспомощность. Оральная фиксация «Хватать, брать, поглощать». Заболевания и др.
–1.2.МОТОРНАЯ СТАДИЯ (1-4 г) ЗАДАЧА. Видоизменение предыдущих отношений ребенка и родителей. Самостоятельное удовлетворение потребностей (Я сам). Стремление быть как взрослый (в делах, в поведении). КРИЗИС. Негативизм (отказ подчиняться). Упрямство (настаивает на своем). Непокорность (протест против порядков, запретов). Произвол (бунт против опеки). Капризность (делает все наоборот). НОВОЕ. Стремление к автономности. Отделение себя от взрослых. Желание подражать их действиям. Кризис 3х лет разрешатся при переходе к игровой деятельности ПРОБЛЕМЫ. Компульсивность, сложности с автономией, телесное перенапряжение, проблема «дать» (жадность/транжирство). Болезни и др.
–1.3ЭДИПАЛЬНАЯ СТАДИЯ (4-7 лет) ЗАДАЧА. Эдип + Ролевые игры и приобщение к миру взрослых. Затем переход от игры к новой деятельности – учебной. Формирование внутренней потребности к такому изменению. КРИЗИС. Перестаёт радовать игра. Утрата детской непосредственности. Неуравновешенность, вспышки гнева/плача, глубокая обида, избегание общения. НОВОЕ. Расширение познавательной, эмоциональной, сенсорной, мотивационно-волевой сфер. Развитие самосознания и самооценки. Появление внутренней речи (моральной саморегуляции), переживаний, которые ребенок скрывает (не показывает взрослым). ПРОБЛЕМЫ. Преждевременное взросление. Эдипов конфликт. Регресс, отказ от взросления, заторможенность. Фобии. Отсутствие готовности к школе, нет стремления к овладению новым (знания,др). Заболевания.
Таким образом, каждый возрастной рубеж нацелен на новый виток психологического роста и развития личности, однако неизбежно сопровождается кризисом и детскими переживаниями из-за ломки старого. При затруднениях в прохождении – возможны заболевания, в т.ч. психосоматические. О детской психосоматике подробнее напишу в последующих статьях.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|