Влияние стадий развития супружеских отношений на появление мотивации к зачатию

     Существует множество вариантов деления жизненного цикла семьи на стадии, периоды, этапы. Часто в качестве основных признаков для определения стадии используют наличие или отсутствие в семье детей, а также их возраст. Но все же, не рождение ребенка определяет переход семьи на следующую стадию развития, а решение супругов зачать ребенка (или оставить незапланированную беременность, случайную беременность) зависит от стадии формирования супружеских отношений.

     Выделяют следующие стадии развития семьи (на основе динамики отношений супругов):

1)     Стадия добрачных отношений;

2)     Стадия конфронтации;

3)     Стадия компромиссов;

4)     Стадия зрелого супружеского холона;

5)     Стадия экспериментирования с независимостью;

6)     Стадия «ренессанса» супружеских отношений.

     Именно для изучения вопроса о влиянии стадии развития супружеских отношений на появление мотивации к зачатию важны выделенные выше стадии развития семьи.

     Закономерность чередования стадий прослеживается в подавляющем большинстве семей, однако сроки смены одной стадии другой весьма вариабельны. Это связано с личностными особенностями членов семьи и с влиянием факторов внешней среды.

1-я стадия в среднем продолжительность около 9-12 месяцев. Она характеризуется состоянием эйфории, доминирующими, а иногда и сверхценными идеями любовного содержания, условием полового влечения. Влюбленным все представляется в розовом свете, игнорируются недостатки партнера. К концу этой стадии отношение друг к другу становится более критичным, становятся заметными недостатки, на которые ранее не обращали внимание. Иногда отношения прерываются. Однако если за это время люди стали близки по-настоящему и дороги друг другу, принимается решение вступить в брак, цель которого – укрепление отношений.

     Случайная, незапланированная беременность может служить своеобразным катализатором развития отношений. Довольно часто заключение брака и образование новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. Сам по себе ребенок при этом нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу гипопротекции, характеризуется бессознательным или осознаваемым неприятием малыша матерью, что сказывается на его развитии и состоянии здоровья.

2-я стадия: молодожены начинают жить вместе. Каждый из них имеет определенные привычки, взгляды на обязанности и стереотипы взаимоотношений мужа и жены. Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях родителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно отличается от того образа, который они себе создали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы незрелого супружеского холона, прямо или косвенно убеждая своих детей в том, что только их семьи достойны подражания. В результате противостояние супругов нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляют, а расшатывают семью. К. Витакер (C. Whitaker, 1989) описывает это следующим образом:

     «При беременности мать ослабляет связь с отцом и все больше и больше занимается значимым другим, растущим в ее утробе. А «непривязанный» отец находит себе иную привязанность – деньги, секретаршу, новую машину или собственную мать. Когда ребенок рождается, мать привязывается к нему еще сильнее. Отец в еще большей степени вынужден прилепиться к чему-то на стороне, пока ребенку не исполнится года полтора. И тогда мать поворачивается к отцу, а его нет рядом. У нее развивается чувство одиночества».

     В подобной ситуации ранний диалог матери с младенцем характеризуется достаточной глубиной и взаимопониманием, но неразрешенные конфликты с мужем, его компенсаторное поведение делают женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде «мать – младенец». Часто это выражается в необоснованных по своей сути невротических опасениях за состояние здоровья ребенка, может появиться фобия утраты. Обстановка, в которой при этом развивается ребенок, крайне неблагоприятно сказывается на его здоровье, он начинает часто болеть, что, в свою очередь, еще больше тревожит мать.

3-я стадия: знаменуется окончанием противостояния. Иногда это происходит постепенно, иногда – стремительно. Во втором случае после очередного серьезного конфликта, приведшего обоих супругов к пропасти окончательного разрыва, они внезапно осознают невозможность существования друг без друга. Страх потерять супруга заставляет идти на поступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле со всеми недостатками и достоинствами. Чтобы улучшить отношения, партнеры уже не столько пытаются изменить другого, сколько меняют себя. Совместными усилиями определяются и принимаются семейные роли, права, обязанности каждого из супругов. В этот период они начинают больше понимать, уважать друг друга. Отношения постепенно становятся все более и более конструктивными. Вызывающие столько трений сознательные или неосознанные безуспешные попытки создать копию родительской семьи наконец-то оставлены. Начинается строительство по-настоящему новой семьи, имеющей свои вкусы, ритуалы, обычаи, традиции. Начинается взросление семьи, укрепление ее внешних границ от внешних посягательств. Совместное творчество увлекает, сплачивает еще больше. И вершиной этого творчества может стать совместное желание иметь ребенка, а также деятельность, направленная на достижение этой цели. Новорожденный в такой семье желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать какие-то личные проблемы. Стабильность отношений родителей, пронизанных взаимопониманием, любовью и благодарностью к друг другу, - главный гарант здоровья и безопасности младенца. В этой стадии условия формирования раннего диалога младенца и матери наиболее благоприятны. Именно при рождении ребенка на этой стадии правомерно говорить о триаде «мать – младенец – отец». Это связано с тем, что в данном случае отец не чувствует себя лишним и обычно так же, как и мать, устанавливает ранний диалог с ребенком.

4-я стадия характеризуется стабильностью и всеми особенностями, характерными для заключительного этапа предыдущей стадии. Неудивительно, что через некоторое время после рождения в предыдущем периоде малыша, приносящего столько радости, у супругов возникает желание иметь еще одного ребенка. В периоде зрелой семьи рождение детей происходит в благоприятной ситуации для формирования раннего диалога младенца с родителями, развития здорового ребенка.

5-я стадия часто совпадает с периодом личностного кризиса середины жизни одного или обоих супругов.  К этому времени дети подросли, отношения между супругами стали привычными, рутинными, потеряли остроту. Бессознательный страх, что оставшаяся половина жизни будет сплошь состоять из выполнения семейных и служебных обязанностей, которые порядком надоели, заставляет предпринимать попытки каких-то изменений. Человек нередко пытается выйти за рамки своего жизненного сценария, поменяв работу, семью, место  и даже страну проживания.

     Если до этого семейная жизнь протекала гладко, а супруг был достаточно внимателен к своей «половине», то он своевременно понимает, что с любимым происходит неладное, помогает ему справиться с кризисом. В противном случае возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов, которые иногда предпринимаются одним из супругов (чаще женщиной) или с обоюдного согласия (реже), к успеху почти никогда не приводят. Ранний диалог с родившимися в результате детьми имеет недостатки, во многом напоминающие отмеченные у рожденных в стадии добрачных отношений, что неблагоприятно для развития и здоровья ребенка.

6-я стадия – заключительная стадия развития семейных отношений, на которой может родиться ребенок. Если семья сумела пережить кризис, то нередко отношения между супругами становятся еще более близкими и доверительными, чем до него. Именно в этой ситуации может возникнуть желание родить еще одного ребенка. Так появляются на свет дети, имеющие сибсов, которые старше их на 5 – 10 лет. Новорожденные любимы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев. Семейная ситуация благоприятствует формированию раннего диалога. Однако воспитывают этого последнего ребенка, появившегося на свет вследствие примирения мамы и папы, часто по типу потворствующей гиперопеки. В результате ребенок нередко растет эгоистичным, изнеженным, несамостоятельным, у него могут развиться невротические реакции.

     Итак, практика показывает, что в процессе становления раннего диалога родителей с ребенком в успешности его развития значительную роль играет стадия развития семейных отношений, во время которой произошло зачатие, протекала беременность, произошло родоразрешение. Если беременность наступила во время 1-й, 2-й, 5-й стадий жизнедеятельности семьи, супругам целесообразно обратиться к психологу, а в сложных случаях – к семейному психотерапевту.



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Задачи семьи и их решение. Стадии жизненного цикла семьи
  • Стадии развития отношений в паре.
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития женско-мужских отношений
  • Стадии развития трансферентных отношений в анализе
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Первая стадия жизни семьи — монада
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Уроборос как стадия психического развития
  • Стадия смирения в завершении отношений.
  • Стадия принятия в завершени отношений.
  • Фазы психосексуального развития. Фаллическая стадия.
  • Фазы психосексуального развития. Оральная стадия.
  • Фазы психосексуального развития. Анальная стадия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь