|
Как помочь ребёнку пережить смерть близкого?!Автор статьи: Петренко Елена Александровна
Дети тяжело переживают потерю близкого, хотя внешне не у всех детей это может быть заметно. В разном возрасте есть схожие реакции на смерть, но есть и некоторые отличия. Особенности оказания помощи тоже могут отличаться. Предлагаю рассмотреть каждый возрастной период отдельно: 1. Дети до 2х лет не понимают, что, например, один из родителей умер, но ребёнок будет чувствовать отсутствие умершего и изменение эмоциональной атмосферы в семье. Важно окружить ребёнка заботой и обеспечить ему спокойствие, которое было нарушено. Должен по-прежнему соблюдаться режим дня,- это поможет снизить тревожность ребёнка и придаст ощущение безопасности. 2. У детей от 3х до 5ти лет ограниченное понимание про смерть и про время, поэтому они часто спрашивают когда уже вернётся тот человек, который умер. Важно честно и спокойно объяснять, что человек больше не вернётся, потому что он умер. Ещё они могут винить себя в смерти близкого, потому что что-то не то сделали или чего-то не сделали. Нужно убедить ребёнка, что это не так. Может наблюдаться регресс в развитии: могут начать сосать палец, чаще проситься на руки или капризничать. Это пройдёт, но нужно набраться терпения и поддержать ребёнка в выражении чувств. 3. В возрасте от 6 до 10 лет понятие о смерти расширяется, они приходят к правильному пониманию смерти, но по-прежнему могут думать, что умерший живой, просто живет в другом месте. Возникает чувство неопределённости и ненадежности. Как и с предыдущей возрастной категорией детей важно честно говорить о произошедшем. Также в этот возрастной период дети начинают бояться, что их родители умрут (даже если реально никто не умер). Важно, не успокаивать фразами типа «Мы не умрем» и т.п, а честно сказать, что все люди умирают рано или поздно, но мы надеемся, что это произойдёт как можно позже. 4. Зрелое представление о смерти формируется в период с 11 до 18 лет. «Опасность» в этом возрасте состоит в том, что ребёнок может «потерять» свой статус в семье и занять не свою роль (тот случай, когда при смерти отца мальчик занимает его роль, а девочка, в случае смерти матери). Естественно, что какая-то часть домашней работы ляжет на плечи подростка, но нельзя допустить, чтобы на ребёнка перешла вся ответственность умершего родителя. Подростки могут стыдиться смерти родителя и избегать контактов со сверстниками. Также могут появляться страхи за свою собственную жизнь. Важно говорить с ними о случившемся, хотя иногда они этого избегают. Также не нужно забывать, что он ещё не взрослый и по-прежнему обеспечивать ему чувство безопасности. Общими признаками реакции на утрату могут стать: нарушения сна и питания, появление всевозможных страхов, приглушённые или слишком бурные эмоции, повышенная раздражительность и плаксивость, негативизм или слишком пассивное подчиняющееся поведение, ухудшение познавательных способностей (внимание, память, мышление), различные психосоматические проявления (кожные высыпания, расстройство кишечника, головные боли, астма, нарушение меструального цикла у девочек подростков), галлюцинации, патологическое фантазирование и др. При здоровом проживания горевания, все эти проявления уходят и состояние ребёнка налаживается. Для этого важно соблюдать баланс между проживанием чувства утраты и восстановлением после утраты, чтобы не «застрять» в горевание, но и не вытеснить (проигнорировать) его. Это значит, что нужно чередовать вместе с ребёнком скорбь (плакать, грустить, вспоминать умершего, совершать поминальные ритуалы и т.п.) и адаптацию к новой жизни (заводить новые знакомства, делать что-то новое, находить новые увлечения, создавать новые традиции, осваивать новые роли и отношения). Переживание утраты - длительный и болезненный процесс, в котором и взрослые, и дети нуждаются в поддержке.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|