|
Нужно ли говорить с подростком о смерти.Автор статьи: Имтосими Наталья Анатольевна
Два дня заседания за круглым столом, организованным Научно-практическим центром «Ресурсный консультативный центр по инклюзивному образованию для вузов РК и превентивной суицидологии» (НПЦ РКЦИО) при Казахском национальном педагогическом университете имени Абая и Городским методическим кабинетом Управления образования г.Алматы (при поддержке Прокуратуры г.Алматы, Департамента внутренних дел г.Алматы и Управления здравоохранения г.Алматы) «Пути и перспективы превентивной коррекции в период подготовки к ЕНТ» дают надежду на то, что проблема предотвращения подростковых суицидов будет решаться всем миром, а не только перекладываться на плечи психологов, полагая, что последние обладают некими сверхспособностями или предметами типа волшебной палочки. Два дня участники щедро делились своими ценными наработками, инструментами, объединив усилия со всех сторон и помогая психологам, чтобы те в свою очередь, могли помочь детям, педагогам и родителям снизить уровень тревоги и напряженности, вовремя заметить симптоматику и принять меры. Тема серьезна, ведь Казахстан занимает 3 место в мире по подростковому суициду. Поделюсь некоторыми размышлениями из своего выступления на этом мероприятии. Одна из спикеров высказала пожелание не произносить слово «суицид», потому что чем больше оно звучит и муссируется, тем чаще это происходит. Соглашусь и не соглашусь одновременно. Действительно существует так называемый феномен Вертера, названный так из-за множества самоубийств по всей Европе после публикации романа Иоганна фон Гёте «Страдания юного Вертера». Более того, социологу Филлипсу удалось даже просчитать закономерность во временном, географическом, числовом масштабах с достаточно точным предсказанием жертв после каждой публикации о самоубийстве: их совершалось на 58 человек больше. Причем, чем шире огласка – тем больше самоубийств. Кому интересно, можно почитать об этом в книге Роберта Чалдини «Психология влияния».
Но также и не соглашусь с табу на слово «суицид», потому что табуированные темы обычно привлекательны и вызывают нездоровый интерес. Есть здоровый интерес к смерти, так как эта категория была, есть и будет осмысляться людьми всегда, и есть для этого здорового интереса сензитивные к тому периоды, один из которых подростковый. Когда в семье утаивается что либо, не нужно думать, что дети этого не чувствуют и ничего не понимают. Напротив, они очень чутки и проницательны, чувствуют любую фальшь, даже если ненавидящие друг друга родители вежливо обращаются друг к другу по имени отчеству и на «Вы». Такие скелеты в шкафу мучительны для ребенка, он нутром чувствует «что-то не так» и зачастую «выбивает» из родителей правду своими провокационными выходками, которую родители склонны списывать на «трудности переходного возраста» и гормоны. Апостол Павел не случайно призывает каждого «смотреть на чем строит»: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть». Подростковый период – как раз тот огонь, который испытывает, на чем построены отношения в семье. «Проверка на вшивость», так сказать. Также он испытывает родителя, взрослого, педагога на зрелость, способен ли он объяснить, что такое смерть, или будет занимать «страусиную политику», увиливать, затыкать рот, всячески избегать его здорового интереса и препятствовать его личностному росту. Конечно, речь не идет о том, чтобы тупо усадить ребенка и начать пугать его своей заботой: «сынок, садись, сегодня мы будем осмыслять категорию смерти. Давай поговорим о суициде». Но если у ребенка возникают такие вопросы, если это лежит на поверхности и сквозит в воздухе (также как и вопросы о сексе), то я думаю, не стоит малодушничать и дожидаться того, чтобы он начал искать ответы на свои вопросы на каких-то «образовательных» сайтах, где в пикантных подробностях и романтических описаниях ему покажут и научат как это сделать. Мне кажется, что нам, считающим себя взрослыми, самим нужно повзрослеть в этих вопросах и научиться честно на них отвечать. Помню, читала в какой-то книге по воспитанию и взяла себе на заметку один пример. Автор книги шел со своими детьми мимо забора, исписанного неприличными словами. Дети заинтересовались смыслом написанного. Тут, как пишет автор, многие родители возмущенно прошли бы мимо, прикрыв глаза своим отрокам, но он остановился и подробно объяснил смысл каждого слова на нормальном человеческом языке. Интерес детей был удовлетворен, выводы сделаны, доверие и уважение к родителю не упало. Недавно у меня на консультации была девочка, которая периодически резала лезвием свои руки. Мы плавно подошли с ней к обсуждению темы смерти, проиграв все возможные варианты отношений к ней в технике sandplay (песочная терапия). Важно было поинтересоваться, что она думала обо всем этом? Какие типы отношений к смерти она знает? (одни люди - это «безбашенные гопники», любят паркур, другие бояться смерти, постоянно думают о ней, осторожничают). Кто из них рискует больше? Как может прийти смерть? Зависит ли что-то от человека? В представлениях девочки были три мифологические богини с клубочком ниток в руках, от прихоти и настроения которых зависит жизнь человека. Что это значит? Что человек не может влиять, брать ответственность, контролировать свои действия, свои мысли. В процессе нашей sandplay игры-беседы в песочнице появились фигурки, символизирующие контролера собственных мыслей, поступков и состояний (снеговик Олов). А после моего рассказа притчи о талантах в центре песочницы появилась и фигура Супермена, символизирующая ответственность за собственную жизнь. Также были детально проработаны чувства тех, кто «осторожничает», боится смерти, но постоянно о ней думает. Ведь по сути – это собственные отношения и переживания с разных сторон («безбашенных» и боязливых). Притча о талантах: «Жил некогда господин, который, отправляясь в длительное путешествие в чужую страну, призвал всех своих доверенных слуг и поручил им все свое имение. Одному он дал пять талантов, другому — два, а третьему — один. Так каждому из достойных управляющих было доверено имение по их способностям; и после этого он отправился в путешествие. Когда их господин уехал, слуги принялись за работу, чтобы получить прибыль на вверенное им богатство. Тот, кто получил пять талантов, сразу же употребил их в дело и вскоре приобрел на них еще пять талантов. Так же и тот, который получил два таланта, вскоре приобрел еще два. И все остальные слуги получили прибыль для своего хозяина, кроме того, у кого был только один талант. Он ушел и закопал его в землю, скрыв деньги своего господина. Вскоре господин этих слуг неожиданно вернулся и призвал своих управляющих для отчета. И когда они были призваны к своему господину, тот, кто получил пять талантов, пришел к нему с доверенными ему деньгами и принес пять других талантов, говоря: — Господин! Ты дал мне пять талантов, чтобы я пустил их в дело, и я с радостью отдаю тебе еще пять талантов в качестве прибыли. И тогда господин сказал ему: — Хорошо. Ты хороший и верный слуга, ты был верен в малом; теперь поставлю тебя над многим; раздели со мной мою радость. Затем тот, кто получил два таланта, подошел и сказал: — Господин, ты поручил мне два таланта; вот еще два таланта, которые я заработал. И тогда его господин сказал ему: — Хорошо. Ты хороший, верный слуга; ты тоже был верен в малом, и теперь я поставлю тебя над многим; раздели со мной мою радость. Пришел отчитываться и тот слуга, который получил один талант. Он подошел и сказал: — Господин! Я знал тебя и видел, что ты хитрый человек, ожидающий прибылей там, где сам не трудишься; поэтому я боялся рисковать даже малой долей того, что ты доверил мне. Я надежно спрятал свой талант в землю; вот он; теперь у тебя есть твое. Но его господин ответил: — Нерадивый и ленивый слуга! Ты сам признаешься в том, что знал: я потребую от тебя отчета и разумной прибыли, подобно той, которую принесли сегодня другие, усердные слуги. Зная это, ты должен был хотя бы пустить мои деньги в оборот, чтобы по возвращении я получил свое с процентами. И затем этот господин сказал своему управляющему: -Возьми талант у этого никчемного слуги и отдай тому, у кого десять талантов. Всякий, кто развивает свой талант, получит еще больше; у того же, кто закапывает его в землю, — будет отнято и то, что он имеет». Как это относится к осмыслению категории смерти? Мы с девочкой пришли к следующим выводам: Нам дана жизнь, также как трем героям притчи были даны таланты, и мы можем делать с ней что хотим. (Такая идея очень даже по вкусу подросткам, ведь они терпеть не могут, когда ими кто-то верховодит). Мы не марионетки в руках трех богинь с клубочком в руках, у нас есть свобода. Но, в процессе рассуждений о прекрасной свободе, мы все-таки подошли к тому, что без ответственности свободу не осилить. Так в центре появился Супермен. Теперь есть свобода, есть ответственность, ура, я взрослый! А как считаете Вы, нужно ли говорить с детьми на такие страшные темы?
PS: для обсуждений, вопросов, работы со своим внутренним родительским состоянием, решений проблем родителей подростков существует группа "Мой шершавый подросток" в г.Алматы по адресу Бухар жирау 23 оф.41 каждый четверг в 19.00. Запись по телефону +7 (777) 8 555 025. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|