Речевые проблемы «маленьких» людей

Речевые проблемы «маленьких» людей

"У ребенка нечеткая речь. Не проговаривает звуки. Заикается. Ну, когда же онона заговорит?!" Часто задаваемые вопросы в моей работе детским #психологом.

В большей степени тревоги по поводу речевых способностей напрасны. Однако шероховатости в речи напрямую зависят от природных особенностей, окружающей обстановки и воспитательного процесса. Рассмотрим сегодня эту тему подробнее.

КОГДА НАЧИНАЕМ ГОВОРИТЬ?

В силу ускорения темпа жизни родителям хочется поторопить естественный процесс говорения малыша, чтобы соответствовать социальным или общепринятым возрастным нормам. Однако необходимо учитывать индивидуальные условия развития ребенка, его особенности и социальное окружение.

Формирование речи происходит с 1,5 лет у девочек ( у мальчиков на пару месяцев позже) и длится до 4 лет.

Развитие речевого аппарата специалисты отслеживают с рождения поэтапно:

1-2 месяца – общение происходит интонационно. Вы можете понять, доволен ваш ребенок или нет;
2-5 месяцев – период гуления. Малыш произносит что-то похожее на привычные слова;
8 месяцев – 1 год 2 месяца – лепет. В этом возрасте малыш уже может подражать животным, говорить короткие слова из одного слога. Например «на» или «дай»;
1 год 5 месяцев – 2 года 6 месяцев – рост словарного запаса и первые предложения. Ребенок активно «цепляет» новые слова, складывает их в предложения. Поначалу это короткие фразы из 2-3 слов;
2 года 7 месяцев – 3 года 6 месяцев – грамматический строй, закрепление предложений. В этом возрасте дети формулируют предложения уже более четко. Также на этот период приходятся словесные игры, проговаривание и сочинение историй вслух.

Ускорить процесс формирования речи можно, разнообразив окружающую познавательную среду:

1) общение с другими детками и взрослыми;
2) подражание звукам: "муу" (говорит корова), "гав" (собака), "би-бип" (машина) и т.п. Многие родители пренебрегают этим пунктом, требуя от ребенка сразу "правильного" названия объектов. Чем проще, тем лучше. Из освоения всевозможных звуков рождаются слова.
3) мелкая моторика пальчиков (лепка, рисование, рельефные игрушки) очень важна в развитии мозговых центров речи.
4) многократное объяснение всех своих действий и названий предметов. Если ребенок, что-либо хочет получить, научите его, как это можно попросить, например: "Дай!" Мотивируйте ребенка сказать, а не показать желаемое.

ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЮТСЯ НАРУШЕНИЯ В РЕЧИ?

В последнее время родители в обучении стараются с ребенком говорить сразу правильно и сложными терминами, что может серьезно осложнить процесс освоения речи у ребенка. Необходимо двигаться от простого к сложному.

Увлеченность прогрессировать раннее развитие через привитие иностранных языков приводит к задержке речи либо к логопедическим проблемам. Не торопите события, возможно у ребенка вовсе нет предрасположенности к восприятию языков.

Спешность говорить, минуя этап звукоподражания, также ведет к логопедическим нарушениям (неумение проговаривать «ррр» (как рычит тигр), "шшш" (шипит змея) и т.д.).

В зависимости от психотипа крохи усвоение речи может быть ранним или поздним. «Ораторные» детки и кинестетики быстро проявляются в речевом развитии, а «звуковые» и «спортивные» — значительно позже.

Однако при неверно выстроенном воспитательном процессе речевые проблемы могут проявиться у деток и с ярко выраженными ораторскими способностями. Ведь им раньше других хочется говорить. Малыш кричит, громогласно оповещает о своем присутствии. Взрослые неосведомленные о причинах такого поведения крохи пытаются заглушить, пресечь нежелательный шум, тем самым ребенок замыкается в себе, перестает говорить, что приводит к позднему говорению или к заиканию. Родителям необходимо знать, что в крике и звонком выражении эмоций разрабатывается речевой аппарат малыша: связки, гортань, язык, и до 6 лет ребенок не способен регулировать громкость своего голоса. Поэтому дайте ему своевременно и вдоволь прокричаться, дабы в будущем радовать вас речами и песнями.

Далее в обобщенном виде изложим наиболее распространенные явные причины задержки речи, которые можно диагностировать самостоятельно либо с помощью специалистов.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧИ

1. Отсутствие необходимости. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.

2. Собственный темп развития. Каждый ребенок уникален и должен развиваться в собственном графике. Если ваш малыш пошел на месяц раньше сына соседки, а вот слово «мама» произнес на несколько недель позже, ничего страшного в этом нет. У каждого свой темп.

Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.

3. Педагогическая запущенность. Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.

4. Многоязычная семья. Дети, в семье которых говорят на разных языках, «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.

Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.

5. Стрессы, неблагоприятная психологическая обстановка

Стрессы влияют не только на взрослых, но и на детишек. Сильный испуг, не комфортный психологический климат в семье, даже ссоры между родителями могут стать причиной отставания формирования речи. Детям необходимы спокойствие, положительные эмоции и разумный распорядок дня.

Сильные переживания, испуг, психологические травмы могут привести к заиканию и задержке речевого и психического развития.

Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формального ухода за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.

6. Негативизм у ребенка. Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки.

Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.

7. Генетическая предрасположенность. Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя.

Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.

8. Медицинские показания. В следующих случаях необходимы консультация и сопровождение у специалистов.

Осложненное течение беременности и родов у матери. Правильному формированию нервной системы ребенка может помешать внутриутробная гипоксия или тяжелые роды. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи. Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога.

Нарушения слуха. Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного ее отсутствия до проблем с произношением и построением фраз. Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

Несовершенство артикуляционной системы. Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией. Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.

Алалия. Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Справиться с алалией самостоятельно не получится, обязательно обратитесь за помощью к специалистам.

Проблемы интеллектуального развития. Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.

КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ?

Если с медицинской точки зрения, всё в порядке, то легко заниматься самостоятельно. В домашней обстановке результаты будут успешнее. Также эффективно приглашать специалистов, которые помогут научить правильно общаться с малышом и гармонизировать обучающее пространство.

 

  • Создайте соответствующую среду для общения, начиная примерно с 1,5 лет: 1) отсутствие шума в доме (исключить громкую музыку, ТВ, громкие крики и ссоры); 2) активное общение в семье; 3) приглашайте в гости родственников, друзей с детьми.
  • Подготовьте семью и близких: не ругайте ребенка, потому что он молчит. Негативное отношение к речи складывается как раз из-за того, что взрослые могут неправильно себя повести.
  • Задавайте больше вопросов. Постарайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте его и дожидайтесь ответа.
  • Не предугадывайте желания малыша. Показывает пальчиком на стакан – сделайте вид, что не понимаете, что же он хочет.
  • Много читайте рассказы, сказки, истории. Пойте песенки, проговаривайте стишки. Желательно начать с 2-3 произведений и повторять ежедневно. Ребенок должен слышать речь и узнавать знакомые произведения.
  • Не коверкайте слова, не сюсюкайте. Начинайте со звукоподражания с картинками. Ребенок повторяет «муу», а вы вторите, четко проговаривая, «это КОРОВА». Полезны также походы в мини-зоопарки или фермы (деревенские хозяйства).
  • Потренируйте артикуляцию. Покривляйтесь вместе с малышом. Ребенка надо научить цокать, высовывать язык, надувать мыльные пузыри.
  • Давайте несложные поручения. Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.
  • Играйте много и разнообразно. 90% развития ребенка приходит через игру.

Тема речевого развития многогранна и мы будем еще не раз к ней обращаться. Главное помните: ребенку важно ваше внимание, общение и, конечно же, любовь.

 Делитесь своими историями, опытом, задавайте вопросы.

© Ваш домашний психолог Татьяна Канкейн

Личный блог: https://vk.com/psyprofkankein

Речевые проблемы маленьких людей

 



Просмотров: 314
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи, создаем поле для формирования речи ребенка.
  • Задержка в развитии речи - отправлять ребенка в детский лагерь или нет?
  • Моторика ребенка и развитие речи
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Развитие речи ребенка
  • Говорить четко и правильно: стимуляция речи
  • Криминализация разговорной речи и развитие ребенка
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 2
  • Почему ребёнок не говорит? Задержка развития речи. Часть 1
  • Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи
  • Гаджеты и скудность речи у ребенка
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Особенности развития речи: физиологические основы
  • Пазлы как инструмент развития речи
  • Общение и Влияние. Практика очистки речи от Конфликтных слов и фраз.
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Как правильно хвалить ребенка или Почему не стоит говорить "Молодец"?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • Нарушения речи после инсульта - что стоит знать. Часть 1.
  • Как родителям говорить с другими людьми про своего "особенного" ребенка?
  • Сказка "Встреча с феей речи"
  • О чем молчит не говорящий ребенок. Психологические причины задержки речевого развития
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Если ребенок с задержкой речевого развития...
  • Как вытравить слова-паразиты из речи
  • Формирование речи у детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь