Ребенок и границы

Автор статьи: Чирва Анна

РЕБЕНОК И ГРАНИЦЫ

Каждый день! в статьях, обсуждениях, разговорах вижу и слышу - Он проверяет границы! Нужно выставить ему границы! Просто установи ему границы! И так до бесконечости.
Тема границ актуальна и для детей и для взрослых. Есть только одно Но. Их нельзя никому выставить. Только сам себе человек может выставить границы. Все остальное - это временные заграждения. Ситуационные заборы и преграды. Они не передвигаются вместе с человеком. Они отделяют его от чего-то.
Если вы собрались поставить границы в отношении себя и ребенка - это значит, что границ нет ни у вас ни у ребенка. Непонимание и не чувствование границ - это беда практически всех взрослых из постсоветских стран. Гиперценность общественной жизни очень сильно повлияла на нас на всех. Поэтому сейчас так важно понять для себя КАК именно формируются границы человека. В каких процессах и отношениях.
И понять, что запреты, наказания, отчуждение, игнорирование, подкрепление или неподкрепление поведенческих реакций - это не имеет отношения к границам.
Ребенок формирует свои границы в ОТНОШЕНИЯХ. В отношениях с близким взрослым. Отношения глубже, чем ситуации.

❗️Мы помогаем ребенку осознавать свои границы, когда:

🔺Реагируем на его НЕТ. Можно тебя поцеловать? Спрашивает бабушка, ребенок говорит неть! и получает сладчайший из бабушкиных поцелуев. Ну что такого, это же бабушка и это же поцелуй. НЕТ это НЕТ. Это закрытая дверь и это одинаково для всех. Хотим уважения своего нет - даем ребенку понять на собственном опыте силу волшебного слова НЕТ. А оно пожалуй главное в первых словах и знаниях ребенка. Уважать нет ребенка - одно из главных вызовов родителю. Это пожалуй на всю жизнь уроки. Но задуматься стоит. Потому что нет важнее границы, и нет важнее инвестиции в будущее ребенка и его отношений. Безусловно, многих ситуаций ребенок в силу возраста не может понять, и мы вынуждены делать что-то, на что он не согласен сейчас. Но это совсем другой разговор и касается не такого большого количества ситуаций. Сопровождаем это искренним сочувствием, сожалением и последующим утешением.

🔺Внимательно относимся к жалобам и недовольству ребенка. Не считая, что это пустяки, выдумки и фантазии. Как бы малозначительно это не звучало. Для него это значительно. И сейчас он выстраивает свое понимание как с ним можно, а как нельзя. А это и есть границы.


Каждый раз, когда мы сами нарушаем границы ребёнка, мы отдаляем его от понимания своих и чужих границ, мы учим его относится к границам, как к чему то, что диктуют внешние обстоятельства. Это происходит, когда :

🔺 В отношениях с ребёнком используется ирония, сарказм, “юмор”, непонятный ребенку. Это все формы пассивной агрессии, как бы безобидно они не звучали для нас. В этом всегда есть смех только одной стороны и много болезненного осадка, который ребенок осознать не в силах. И так этот осадок, полученный от близких людей будет делать дырки в тех самых границах. Не нужно думать, что это никак не связано с последующим использованием разнообразных форм агрессии ребенком в его жизни. Агрессия, даже такая развеселая и этожешуточная - это всегда агрессия. И она да, пробивает границы или вообще не дает установить. Все равно залезут и поломают.

🔺 Призывы ребенка к терпению чего то неприятного. Ничего ж с тобой не сделается, если потерпишь немного.

🔺Насильственное кормление. Бесконечно огромная живая, никогда не теряющая своей актуальности тема. Происходит часто, активно, считается нанесением добра и я же лучше знаю. Насилие это насилие. А в такой важной теме как еда - очень болезненно отражается на ребенке любого возраста. Вот когда формируются границы, не когда мы запрещаем ребенку проявлять свое недовольство и называем это установкой границ.

🔺Объяснение чей-то агрессии симпатией. А это он тебя сейчас лопаткой по голове, потому что ты ему нравишься. Агрессия это агрессия. Ребенку важно это понимать. Там где мне начинает быть больно - там начинается граница меня.
🔺Навязывание стыда и вины. Особенно за чувства взрослого. Мне стыдно за тебя! Бабушка готовила, старалась - она обидится, если ты не скушаешь блинчик… Да. И это тоже границы. Границы реальности:). Как ребенок может влиять на настроение бабушки или стыд мамы.
🔺Ответ на агрессивное движение ребенка собственной агрессией. Я тоже тебя укушу. Понял теперь как это больно? Понял конечно. Не только это понял. Еще понял, что даже самый важный человек может сделать во мне дырку. Так он выстраивает границы….
🔺Обсуждение ребенка и его поведения, личных качеств, способностей в присутствии ребенка в третьем лице.
🔺Несоблюдение прав собственности и личного пространства ребенка. Да, даже двухлетнего. Подарили игрушку - она его, и только он решает , что с ней делать (понятно, что можно договориться, но не самолично решать что с ней делать). Не отдаем вещи и игрушки ребенка без его разрешения (пока не видит), не делимся его сладостями с другими детьми.
🔺 Настаиванием на необходимости быть хорошим ребенком - делиться, отдавать свое, помогать без желания, здороваться, улыбаться, целоваться и играться с кем ребенок не готов вот это все. Даже если это родственники или очень важные прохожие.
🔺Запретом испытывать негативные эмоции. Плакать можно, злиться можно, испытывать, то что ребенок испытывает - можно. Обучить, что с этим делать - вот задача родителя. Научить ребенка. не запретить.
🔺Реакциями на жалобы ребенка о чьем-то насильственном поведении поисками виноватого ребенка. Воспитательница накричала на тебя? Наверно было за что. А ты что делал в это время? НИКТО не может применять насилие к ребенку в ответ на его поведение и быть оправдан. Это ошибка взрослого. Это ЕГО агрессия. И ребенок не управляет и не несет ответственности за нее. Насильник всегда насильник.
🔺
Это все совсем не значит, что мы позволяем ребенку все, что ему вдруг пришло в голову. Но мы проявляем к этому уважение. Придаем этому значимость. И….Даем свою реакцию из позиции - Мы с тобой на одной стороне. Граница - она не между нами. Граница - это как можно поступать с человеком и как нельзя. А все остальное - это ситуации, в которых ребенок формирует свои способы поведения и свои реакции. Возведение границ из родительского осуждения, отчуждения, изоляции, ярости или потакания и недопущения естественных проявлений ребенка - это построение стены между ребенком и его взрослым и нарушение их естественной связи. А построение границ - оно о другом. Оно о том, что уважали твои границы, что придавали значение тебе.

Страница Белый кролик в ФБ https://www.facebook.com/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA-141011140030164/



Просмотров: 264
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические границы. Часть 4. Как понять, что наши границы нарушаются? Признаки нарушения границ.
  • Как научить ребенка обозначать свои границы.
  • Как не нарушать границы своего ребенка?
  • Про границы, договоренности и наказания в деле воспитания ребенка
  • Границы ребенка
  • Границы и ожидания от ребенка
  • Личностные границы ребенка
  • Пример, как устанавливать границы для ребенка.
  • Правила для ребенка. Как устанавливать границы
  • Как устанавливать границы дозволенного для ребенка
  • Как сформировать у ребенка здоровые границы?
  • Психологические границы и личное пространство ребенка.
  • Ребенок проверяет границы?
  • Психологические границы. Часть 2. Как и где формируются наши границы.
  • Границы допустимого в отношениях или когда партнёр начинает диктовать свои условия
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Для чего мы позволяем нарушать свои границы в отношениях и как их сохранять?
  • Ребенок. Личностные границы
  • Волшебные границы границ
  • Границы-1. Ценность собственных границ.
  • Психологические границы. Часть 5. Как правильно устанавливать и соблюдать границы.
  • Границы-2. Необходимые составляющие для установления границ.
  • Психологические границы. Часть 1. Что такое личные границы?
  • Психологические границы. Часть 3. Функции границ. Как они влияют на нашу жизнь?
  • Где нет границ, там место страхам. Как связаны родительские границы и детские страхи.
  • Как отстаивать свои границы в отношениях?
  • Где поставить границу в отношениях? Когда границы нужны, а когда нет?
  • Быть Джеком Николсоном: Или почему выставить границы бывает так сложно
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Границы, границы .... как не следует их защищать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь