Психолог или психотерапевт?

Согласно приказу МЗ СССР в 1985 году была введена специальость "Психотерапия" для врачей-психиатров. В настоящее время мы имеем так же выпущенные МЗ РФ квалификационные характеристики врача-психотерапевта и других специалистов, участвующих в психотерапевтическом процессе. Несмотря на наличие данных документов, фактов о том, чем же именно занимается врач-психотерапевт, нет ни в одном из данных документов. Написано только, что врач-психотерапевт занимается "Психотерапией", что и так очевидно. Между тем в мире насчитывается не менее 100 определений того, что же такое Психотерапия, и около 300 психотерапевтических школ и направлений. При этом врач учится 6 лет, потом ещё год-два учится на психиатра, а на переподготовку по психотерапии предусмотрено..4 месяца, что очень мало, а по мнению зарубежных коллег, просто смешно.


В результате мы имеем то, что каждый занимается тем, что понимает под этим словом и как его понимает. При этом психологические основы психотерапии далеко от совершенства, разрабатываются достаточно мало, а врачи мало склонны интересоваться психологией, тем более академической, чаще даже отрицая необходимость её восприятия.
Второй странностью является то, что во всём мире психотерапией наравне с врачом может заниматься клинический психолог, прошедший соответствующую переподготовку (одновременно и наравне с врачами). В РФ же сама специальность 02200 "Клиническая психология" была введена только в 2000 году, в нормативном документе "Квалификационная характеристика клинического психолога" клинический психолог определяется как "помогающий" врачу-психотерапевту, т.е не имеющий права на самостоятельную практику. Кроме того, в самом образовании клинического психолога клинического мало - образование не является медицинским, может преподаваться в любом ВУЗе. Что ещё более странно, в последнее время было введено три новых стандарта высшего профессионального образования "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика" и даже "Медицинская кибернетика" (врач-кибернетик - как звучит-то!) а вот "Медицинская психология" - образование всё ещё совершенно не медицинское. И Министерство Здравоохранения деятельность психологов - даже клинических - никак не регулирует и не упорядочивает.
В ведение психолога, и не только клинического, вверена так называемая "Психокоррекция" - термин которы ещё менее определён, чем "Психотерапия", не говоря уж об отсутствии границ между данными понятиями. Даже главный психотерапевт РФ Б.Д.Карвасарский в своих учебниках "Психотерапия" и "Медицинская психология" не может дать принципиального ответа о разнице в этих двух понятиях. И это при том, что официально психологу запрещено заниматься психотерапией, а врачу - психокоррекцией.
Между тем психологи-практики ничуть не хуже, а чаще даже лучше в силу определённых особенностей, способны помочь человеку - как здоровому, так и больному - и физически и психически. По моему мнению, к их субъективным "плюсам" относятся высокая теоретическая подкованность в предмете, знание методологии работы со здоровой психикой, отсутствие столь свойственного врачам патернализма, порой переходящего в снобизм, часто - более высокий уровень доверия у населения, обозлённого на врачей вообще и психиатров в частности.
Кроме того, в стандарте подготовки любого психотерапевта за рубежом обязательны часы супервизии (работы под началом более страшего психотерапевта) и собственной психотерапии. В РФ такого требования нет, и мало кто следует ему по собственной инициативе.
В итоге мы имеем: Врача-психотерапевта, которому разрешено заниматься "Психотерапией" (намеренно беру термин в скобки), при отсутствии теоретической базы и минимуме практической подготовки и Клинического психолога, который более подкован в психологии, и наверное, знает что-то из клиники, но не имеет права на самостоятельную практику.
Итак, врачи не знают, что они делают
Психологи не приносят медицине той пользы, которую могли бы приносить
И пышным цветом растёт плеяда знахарей, алхимиков, шаманов и т.д., в общем-то, паразитирующих на отсутствии профессиональных кадров.



Просмотров: 529
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Специальность психотерапевта "совершенно бессмысленная" и "идиотская"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Что имеем в виду, говоря "нарцисс", "нарциссизм" ?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "NLPt-психотерапия. Практик". Шпаргалка через "Хорошо сформулированный результат"
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Гитлер как "психотерапевт" (Серия: "Из жизни символов")
  • Мнение психолога о скандале в "Голос-Дети". Часть 4. Эпилог - "Евровидение"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Судно, на котором я плыву"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Портативная Психотерапия": "Аптечка" для психологической (само)помощи
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Прекрасный пруд"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • "Самотерапия" и "Навык осознавания факта" помогут развиваться без психолога.
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Настрой на образ"
  • "Хроники школьного психолога" Тест- мотив "Горная вершина"
  • "Хроники школьного психолога" Тест-мотив "Большая прогулка"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь