Мои 10 ошибок в начале карьеры психолога

Об этом писалось много, и наверное ошибки у начинающих психологов похожи. Но, тем не менее, делюсь своим профессиональным опытом.


 Ошибка 1.Время.

Время сессии установлено 1 час (55 минут).  Первый год клиентов было мало, и у меня был разрыв, например, один клиент в 10:00, другой в 12:30. Я понимала, что сессия подходит к концу, но думала «у меня же есть время, почему бы не дать клиенту еще немного внимания». Через несколько месяцев я начала перегорать.

 Решение:

Сначала я ставила клиентов «впритык» 10:00, 11:00, 12:00… так, что бы точно не было соблазна задержаться и «доработать». Потом все стало получаться само собой.

Тайминг нужен и клиенту. Во-первых, он наверняка рассчитал дальнейшие встречи. Во-вторых, если специалист не укладывается в отведенное им же время, это вызывает вопросы в его компетентности.

Причины такого желания кроются в неуверенности начинающего специалиста. Мне казалось, что я дала мало, и я старалась «додать»  или, как говориться, догнать и осчастливить.

 Ошибка 2. Место

Аренда офиса в мегаполисе – дело затратное.  К  тому же, часть предполагаемых клиентов чувствовали бы себя комфортнее за чашкой кофе в их любимой кофейне, чем в кабинете. Так я думала первые полгода своей работы. Я нашла уютные и тихие места и устраивала встречи там.

Так как цена за мои услуги была совсем небольшая, аренда была действительно не очень целесообразна.  

 Решение:

 Отношение к психологу, не имеющему «своего угла» как ни крути, не такое, как к психологу с кабинетом.

Для меня решением была совместная аренда с коллегой.  К тому же, это было основанием поднять оплату за мои услуги, которые к тому времени уже качественно выросли.

Ошибка 3. Объем помощи

Как практический любой начинающий психолог я хотела  за одну консультацию решить все  или почти все проблемы клиента.

Это невозможно, это раз.

Второе, тогда клиент больше не придет.

Я столкнулась с тем, что за 2 сессии давала сколько, что дальше уже смысла работать фактически не было.

 Решение

Представьте, что Вы проходите полную диспансеризацию. У вас нашли сразу несколько разных нарушений. И вот врач решает за один прием излечить вас от всех или большей части проблем.

Во-первых, этого не сможет врач (в нашем случае, психолог или психотерапевт).

Во-вторых,  Вы уверенны, что клиент готов  выдержать такую  нагрузку? Не будет ли для него это травматично? А сколько может еще обнаружиться мелких недугов? В процессе консультации или терапии могут всплывать совершенно разные ситуации. Важно фокусироваться на запросе клиента и проблеме, что с ним связана.

После нескольких интервизий я усвоила правило «одна ситуация - одна консультация». Или, наоборот «одна консультация - одна ситуация».

Если клиент (а так бывает практически всегда) попутно говорит «а, кстати, вот у меня еще знаете, вот это),  можно ответить «большое спасибо, я делаю пометку  и мы обязательно разберем это на следующей сессии».

 Ошибка 4. Вовлеченность

 Первое время многие начинающие психологи очень погружаются в проблемы клиента. К счастью, эта ошибка коснулась меня меньше остальных. Можно сказать, прошла поверхностно. Однако, я часто наблюдала ее у коллег.

 Решение

Помните «Я –это я, ты это ты. То, что произошло с тобой не произойдет со мной». Не вовлекайтесь слишком сильно в проблемы клиента. Он совсем другой человек.

 

 Ошибка 5. Пишите в вотсап

Одно время, когда клиент не мог ходить регулярно (финансовые трудности, маленькие дети) я предлагала писать мне в вотсап. И клиенты писали. В 23:15, в 7:00 в выходной день, 2 января. И ведь не скажешь, что они перешли границы. Я же сама эти границы показала.

 Решение

 Я и сейчас пользуюсь вотсапом, но

  • Если между сессиями мне или клиенту нужно что-то уточнить
  • Если это оплачиваемая консультация в свободном режиме
  • Если я хочу выслать клиенту материалы или клиент высылает мне выполненное домашнее задание, которое мы рассматриваем на сессии.

 

Ошибка 6.Говорить о своем

 «Вы знаете, у меня была подобная ситуация» говорила я, давая понять клиенту:

 а) что его проблема не уникальна

б) что ее можно решить и у меня есть опыт решения

в) что я живой человек и тоже сталкиваюсь с проблемами.

 Решение

Приводить примеры допустимо.  Добавлять много личного- нет. Важно ориентироваться на клиента и ситуацию и соблюдать баланс.

 

Ошибка 7. Цена вопроса

Этот пункт для меня был не легким.

Во-первых, множество друзей и знакомых терапевтировались просто так. Здравствуй, выгорание!

Во-вторых, скидки. Скидки давать не рекомендуется.

В- третьих, страх повышения стоимости.

Решение

 1. Психотерапия может быть только за деньги. Все остальное — это хобби.

2. Скидки давать не рекомендуется.

Подумайте, почему клиент просит скидку? Ситуации могут быть разные.

Первое: ему дорого оплачивать вашу цену. Да, так бывает. Но всегда можно пойти к менее опытному специалисту, или же дать рассрочку (например, если это продажа курса).

Второе: клиент считает, что Вы не стоите такой суммы. Тогда подумайте, нужен ли вам клиент, который будет обесценивать ваш труд?

Третье: он хочет быть особым клиентом (всех принимают за 3,000 а его за 2,000).  В этом случае подумайте, хотите ли Вы, что бы клиент самоутверждался за ваш счет?

Есть люди, у которых просто стиль жизни: просить скидку.

В любом случае, решать Вам. Я для себя решила, что скидки не предусмотрены. Вместе с тем, у меня выделено 2 часа раз в 2 недели, когда я могу принимать нуждающихся клиентов бесплатно или за небольшую оплату. Это особый фонд.

  • Стоимость часа. Из чего она состоит? Из расходов специалиста. Когда я однажды посчитала  стоимость своего часа, стало понятно, что она не соразмерна стоимости, которую я беру с клиента. Цену решено было повысить, иначе мотивация работать сильно снижалась, и, соответственно качество услуг.

 Мы все помним, что для клиента оплата услуг психолога  должна  быть весомой. В этом случае клиент подтверждает свою готовность решать свои проблемы.

Почему еще целесообразно повышать стоимость, кроме повышения себестоимости часа (повышение аренды, налогов, расходов)? Это повышение качества услуги. Если Вы считаете, что Вы сейчас даете качественно более эффективную услугу, стоимость разумно увеличивать.

 Ошибка 8. Зависимость от реакции клиента

 У начинающих специалистов бывает  сильное желание оправдать желания клиента, чтобы он остался доволен Вами и результатом терапии.  Если вы ловите себя на мысли: «Вдруг ему не понравится» - это зависимость от клиента.

 Решение

Оценку вашей работы можно получить на инвервизии и супервизии. Здесь она будет объективной. Понравилась ваша работа клиенту или нет,  это безусловно важно, но это ответственность клиента. Вы не можете отвечать за чувства клиента.

 Ошибка 9. Идти по техникам

 Первое время я готовилась к каждой консультации. Писала план работы на 5-6 сессий, думала, какие методики буду принять на той или иной консультации. Однако, это ошибка. За этой готовностью легко пропустить потребности самого клиента.

 Решение

Идти за клиентом, а не за техниками.

Узнали новую технику, и не терпится применять ее  в работе? Понимаю, я это проходила. Но слушайте клиента и оценивайте уместность применения даже  самой классной методики в данном конкретном случае, здесь и сейчас.  Когда клиент приходит на сессию, я спрашиваю его, как настроение и что нового произошло за время между сессиями. Нередко бывает, что клиент рассказывает совсем о другой проблеме, чем та, к которой ты готовился или для которой заготовил «методику».

Иногда я говорила «я хотела дать вам такой-то тест, но раз вы сказали о том-то, значит сейчас вам это важнее. Давайте обсудим.»

 

Ошибка 10. Жалеть клиента

Это была моя слабая точка на начальном этапе.

Если Вы тоже столкнулись с этим, помните: если Вы жалеете клиента, то он становится жертвой.

Вспоминаем треугольник Карпмана.


 

 Мои 10 ошибок в начале карьеры психолога



 

Если клиент жертва, значит тот, что его обидел- агрессор. А Вы? Конечно спасатель! И как потом выходить из треугольника?

 

Решение

 Не попадайте в треугольник.

Многие клиенты видят в психологе Спасателя (или Спасителя). Вы играете эту роль, когда:

- хотите  исправить клиента или решить его проблему;

- думаете, что должны убедить клиента сделать «правильный» выбор;

- хотите облегчить задачу клиента;

- быстро переключаетесь на решение проблемы, чтобы избежать проявления клиентом сильных чувств у клиента.

 Чтобы избежать роли Спасателя:

- не считайте беспомощным человека, находящегося в сознании;

- мотивируйте клиента брать на себя как можно больше инициативы в вашей совместной работе;

- обещайте лишь хорошо делать свою работу, предоставив клиенту  право и обязанность самому отвечать за себя;

-  не помогайте без конкретного запроса;

- помогите клиенту обнаружить и использовать его собственные возможности.

 

И последняя, одиннадцатая ошибка:

думать, что другие психологи не ошибались.

Ошибались все!

 

 

 



Просмотров: 280
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Почему клиент регрессирует или повторяющаяся ошибка психолога
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Что делает супервизор во время сессии терапевта и клиента
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Почему для меня как клиента психотерапия работает
  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • Выбор партнера. Решение личных проблем клиента. Финальная работа.
  • Если клиент долгое время не делает успехов
  • Аноргазмия. Панические атаки. Решение проблем клиента
  • Такой слабой быть больше не хочу! (История клиента)
  • Особенности психоаналитической психотерапии и их влияние на решение проблем клиента
  • Страхи клиента, которые мешают эффективной сессии у психолога
  • Почему у клиента может появиться зависимость от психолога?
  • Качество работы с психологом измеряется не ценой консультации, а силой изменений у клиента*.
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога. Часть 2
  • Встреча психолога и клиента. Как бывает.
  • Проблемы при сотрудничестве клиента и психолога
  • Как передать клиента от бизнес-консультанта к психологу быстро и качественно?
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • Травмировать клиента на сессии, возможно ли это?
  • Нужно ли сопровождать клиента после консультации
  • О высокомерии психотерапевта или за что можно уважать клиента
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • Как психологи определяют готовность клиента к терапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь