Исследование диссоциативного расстройства на примере фильма "Три лица Евы"

Автор статьи: Светлана Казакова

Исследование диссоциативного расстройства на примере фильма Три лица Евы

Диссоциативное расстройство личности - это целый комплекс психических нарушений, происходящих с чувством личностной идентичности, памятью, сознанием и осознанием беспрерывности собственной идентичности. Все эти нарушения можно рассмотреть на примере фильма «Три лица Евы». Уже само название предполагает, что сюжет будет как-то связан с тремя линиями повествования или тремя идентичностями. Рассмотрим их подробнее.

Главная героиня фильма Ева – молодая «приятная женщина», хорошая мама, послушная жена. Она замужем за простым, эмоционально и интеллектуально ограниченным человеком с традиционными патриархальными взглядами на брак и место женщины в нём как на мужской придаток или, говоря психологическим языком, мужскую функцию. Его характеризуют командный авторитарный тон, вспыльчивость, покровительственный стиль и превосходство в поведении по отношению к жене. Неслучайно имя главной героини Ева, мифологически это женщина, появившаяся из ребра Адама, и олицетворяющая собой не равного партнера в паре, а подчинённую производную.

Фильм начинается с обращения главной героини (которую впоследствии лечащий врач обозначит как Белую Еву) за помощью к психиатру в связи с жалобами на участившиеся до двух раз в неделю так называемых провалов в памяти, головные боли, а также потери сознания. Как впоследствии станет понятно, появление таких симптомов по времени совпало с тем, что дочь Евы достигла того же возраста, в котором была сама Ева на момент возникновения психологической травмы, когда её собственная мама заставила её шестилетнюю поцеловать мёртвую бабушку. Кроме того, за четыре месяца до визита к психиатру у женщины был выкидыш (о причинах которого ничего не говорится), что уже делает отсылку в повествовании к теме мертвого ребенка, и дальше эта тема обозначится еще раз в другом аспекте. Почему-то сюжет фильма обошел стороной тему агрессии на мать. Рассказывая психиатру о случае с мертвой бабушкой, Белая Ева заступается за свою маму, говорит, что та не хотела ничего плохого, когда заставила целовать мертвую бабушку, что тогда было так принято. Возможно, в какой-то степени бессознательная и запретная ярость на мать сыграла свою роль во внутреннем расколе психики ребенка.

Далее рассмотрим образ Черной Евы, которая появилась в детстве как защищающая часть в ответ на насилие со стороны матери. Ева Белая не предполагает о существовании своего альтер эго. Чёрная Ева говорит о себе, что будучи маленькой она делала то, чего не хотела делать Ева Белая под насильственным давлением матери. Черная Ева, «игривая гулёна», считает себя незамужней и бездетной. Она яркая, сексуально раскрепощенная и нормы общественной морали её не волнуют. Её поведение противоречиво по сути. С одной стороны, она является защитницей Белой Евы и появляется, когда той становится страшно, а с другой - предпочитает саморазрушительный стиль жизни. В этой связи супер-эго не пускает ее в жизнь функционировать постоянно и поэтому удерживает из-за конфликта влечений. В фильме Черная Ева проявляется в экстремальной ситуации, когда пытается задушить дочь Бонни шнурком от жалюзи. Бонни спас прибежавший на крики отец. Способ Евы Черной заявить о себе - это прорыв наружу своим особым образом, т.е. через действия (в частности в эпизоде нападения на дочь Бонни). Таким образом Ева Черная бессознательно пыталась убить ребенка того же возраста, в котором у неё самой произошла травма, в результате которой мертвенность поселилась в ней, и которую она хочет поместить в свою дочь Бонни. Образ Черной Евы ассоциативно напоминает мифологический образ Лилит ("Комплекс Лилит. Тёмная сторона материнства" Ханс-Йоахим Маац).

На очередной сессии у психиатра Ева проявляет новую личность, поначалу безымянную, которая не знает, кто она, но в общих чертах знает обо всем остальном. Она называет себя Джейн и по всему отличается от двух других Ев. Она спокойна, в ней чувствуется взрослая уравновешенная позиция. Предположу, что Джейн появляется именно в тот момент, когда вытесненное содержание травмы уже было готово войти в сознание. На этой сессии происходит реконструкция травматических событий детства (случай с мертвой бабушкой) и происходит трансформация психики – Ева Белая и Ева Черная больше не появляются. Внутренний раскол преодолён интегрирующей Джейн. В этом образе, на мой взгляд, действительно читаются и внутренний объём, и глубина, которых не было у предшественниц Джейн. Думаю, Белая Ева психологически представляла собой девочку, Черная Ева – негативную мать, а Джейн - преобразующую их и интегрирующую взрослую часть, которая в дальнейшем по-своему реализовала себя в качестве мамы и жены.

Поначалу переключения между Белой и Черной Евой происходили спонтанно и бессознательно. Амнезия, потеря сознания и головная боль Белой Евы были признаками переключения, когда одна Черная Ева рвалась наружу, а Белая её не пускала. Первый муж Евы, вероятно, обычно не замечал происходящего, т.к. базовая личность все равно функционировала. Белая Ева не помнила поступков Черной Евы из-за вытеснения, связанного с травмой. В момент травмы эго Евы создало защиту путем инкапсуляции и далее, когда она впадала в состояние беспомощности и отчаяния, то появлялась другая часть, Ева Черная – защитник от страдания и от боли.

В целом, переключения возникали в момент угрозы той субличности, которая почувствовала опасность. Так, например, на одном из приемов у психиатра противоречивая Ева Черная ушла из-за угрозы переживания чувства вины (когда сказала, что похмелье оставляет Белой Еве), и вернулась Ева Белая.

Окончание фильма оставило неоднозначное впечатление. В разговоре в машине на свидании Джейн с мужчиной, который объяснился ей в любви, есть интересные детали. Она ничего не сказала о своих чувствах к нему, однако сделала акцент на том, что душевно больна и поэтому никогда не сможет выйти замуж. Не является ли эта отсылка Джейн к болезни попыткой вообще избежать брачных отношений как таковых. Возможно, новый брак Евы является не осознанным шагом, а бессознательным поступком, совершенным под давлением внутренних (неразрешенные глубинные конфликты, связанных с принятием своей женской самости) и внешних (социальные клише в отношении места женщины в патриархальном обществе) обстоятельств. Поэтому остается открытым вопрос, не стал ли этот опыт повторением прежнего, только на уровне новой субличности Джейн.



Просмотров: 472
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Белая ли,черная....зависть всегда остается завистью
  • Черная и Белая Лебедь. Убить нельзя принять.
  • Женщина, которая всегда будет вызывать восхищение (на примере Джейн Эйр)
  • Зависть черная и белая
  • О зависти. Бывает ли "черная" и "белая"
  • Зависть "черная" или "белая"
  • Черная Луна. Под властью Лилит. Часть 2.
  • Когда мама не пускает свою дочь на свидания
  • Как в кино (учимся у Джейн Эйр)
  • Техника выживания | Если "Жизнь как зебра: полоса белая, чёрная и ж..."
  • Женщина без любви к себе, как черная дыра
  • "Черная курица, или Подземные жители" как путь нарциссической личности к архетипу Самости
  • Черная дыра травмы
  • Эта черная, черная дверь…
  • Черная Луна. Под властью Лилит.
  • Как мать привязывает к себе сына на примере фильма "Мой сын для меня"
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Взрослая дочь: когда мама всем недовольна
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Черная дыра внутри людей с перееданием и “мертвая мать” Андрэ Грина.
  • Когда мы разговариваем ни о чем, наша жизнь в этот момент, становится никчемной
  • От белой полосы к черной... Страх смерти или страх жизни
  • Зависть, "белая" и "чёрная".
  • О последствиях детской травмы насилия: на примере фильма "Девушка и смерть"
  • "Я белая и пушистая". Как на самом деле воспринимают тебя мужчины
  • Эффекты плацебо и антиплацебо – магия чёрная или белая?
  • Необычный страх "белая ворона"
  • Параноидно-шизоидная позиция (на примере героини фильма «Русалка» (реж. А. Меликян, 2007 г.))
  • Эмоциональная "черная дыра" погони за деньгами
  • Три цвета депрессии: черный, белый, красный. Часть 1. Черная депрессия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь