Исследование диссоциативного расстройства на примере фильма "Три лица Евы"

Автор статьи: Светлана Казакова

Исследование диссоциативного расстройства на примере фильма Три лица Евы

Диссоциативное расстройство личности - это целый комплекс психических нарушений, происходящих с чувством личностной идентичности, памятью, сознанием и осознанием беспрерывности собственной идентичности. Все эти нарушения можно рассмотреть на примере фильма «Три лица Евы». Уже само название предполагает, что сюжет будет как-то связан с тремя линиями повествования или тремя идентичностями. Рассмотрим их подробнее.

Главная героиня фильма Ева – молодая «приятная женщина», хорошая мама, послушная жена. Она замужем за простым, эмоционально и интеллектуально ограниченным человеком с традиционными патриархальными взглядами на брак и место женщины в нём как на мужской придаток или, говоря психологическим языком, мужскую функцию. Его характеризуют командный авторитарный тон, вспыльчивость, покровительственный стиль и превосходство в поведении по отношению к жене. Неслучайно имя главной героини Ева, мифологически это женщина, появившаяся из ребра Адама, и олицетворяющая собой не равного партнера в паре, а подчинённую производную.

Фильм начинается с обращения главной героини (которую впоследствии лечащий врач обозначит как Белую Еву) за помощью к психиатру в связи с жалобами на участившиеся до двух раз в неделю так называемых провалов в памяти, головные боли, а также потери сознания. Как впоследствии станет понятно, появление таких симптомов по времени совпало с тем, что дочь Евы достигла того же возраста, в котором была сама Ева на момент возникновения психологической травмы, когда её собственная мама заставила её шестилетнюю поцеловать мёртвую бабушку. Кроме того, за четыре месяца до визита к психиатру у женщины был выкидыш (о причинах которого ничего не говорится), что уже делает отсылку в повествовании к теме мертвого ребенка, и дальше эта тема обозначится еще раз в другом аспекте. Почему-то сюжет фильма обошел стороной тему агрессии на мать. Рассказывая психиатру о случае с мертвой бабушкой, Белая Ева заступается за свою маму, говорит, что та не хотела ничего плохого, когда заставила целовать мертвую бабушку, что тогда было так принято. Возможно, в какой-то степени бессознательная и запретная ярость на мать сыграла свою роль во внутреннем расколе психики ребенка.

Далее рассмотрим образ Черной Евы, которая появилась в детстве как защищающая часть в ответ на насилие со стороны матери. Ева Белая не предполагает о существовании своего альтер эго. Чёрная Ева говорит о себе, что будучи маленькой она делала то, чего не хотела делать Ева Белая под насильственным давлением матери. Черная Ева, «игривая гулёна», считает себя незамужней и бездетной. Она яркая, сексуально раскрепощенная и нормы общественной морали её не волнуют. Её поведение противоречиво по сути. С одной стороны, она является защитницей Белой Евы и появляется, когда той становится страшно, а с другой - предпочитает саморазрушительный стиль жизни. В этой связи супер-эго не пускает ее в жизнь функционировать постоянно и поэтому удерживает из-за конфликта влечений. В фильме Черная Ева проявляется в экстремальной ситуации, когда пытается задушить дочь Бонни шнурком от жалюзи. Бонни спас прибежавший на крики отец. Способ Евы Черной заявить о себе - это прорыв наружу своим особым образом, т.е. через действия (в частности в эпизоде нападения на дочь Бонни). Таким образом Ева Черная бессознательно пыталась убить ребенка того же возраста, в котором у неё самой произошла травма, в результате которой мертвенность поселилась в ней, и которую она хочет поместить в свою дочь Бонни. Образ Черной Евы ассоциативно напоминает мифологический образ Лилит ("Комплекс Лилит. Тёмная сторона материнства" Ханс-Йоахим Маац).

На очередной сессии у психиатра Ева проявляет новую личность, поначалу безымянную, которая не знает, кто она, но в общих чертах знает обо всем остальном. Она называет себя Джейн и по всему отличается от двух других Ев. Она спокойна, в ней чувствуется взрослая уравновешенная позиция. Предположу, что Джейн появляется именно в тот момент, когда вытесненное содержание травмы уже было готово войти в сознание. На этой сессии происходит реконструкция травматических событий детства (случай с мертвой бабушкой) и происходит трансформация психики – Ева Белая и Ева Черная больше не появляются. Внутренний раскол преодолён интегрирующей Джейн. В этом образе, на мой взгляд, действительно читаются и внутренний объём, и глубина, которых не было у предшественниц Джейн. Думаю, Белая Ева психологически представляла собой девочку, Черная Ева – негативную мать, а Джейн - преобразующую их и интегрирующую взрослую часть, которая в дальнейшем по-своему реализовала себя в качестве мамы и жены.

Поначалу переключения между Белой и Черной Евой происходили спонтанно и бессознательно. Амнезия, потеря сознания и головная боль Белой Евы были признаками переключения, когда одна Черная Ева рвалась наружу, а Белая её не пускала. Первый муж Евы, вероятно, обычно не замечал происходящего, т.к. базовая личность все равно функционировала. Белая Ева не помнила поступков Черной Евы из-за вытеснения, связанного с травмой. В момент травмы эго Евы создало защиту путем инкапсуляции и далее, когда она впадала в состояние беспомощности и отчаяния, то появлялась другая часть, Ева Черная – защитник от страдания и от боли.

В целом, переключения возникали в момент угрозы той субличности, которая почувствовала опасность. Так, например, на одном из приемов у психиатра противоречивая Ева Черная ушла из-за угрозы переживания чувства вины (когда сказала, что похмелье оставляет Белой Еве), и вернулась Ева Белая.

Окончание фильма оставило неоднозначное впечатление. В разговоре в машине на свидании Джейн с мужчиной, который объяснился ей в любви, есть интересные детали. Она ничего не сказала о своих чувствах к нему, однако сделала акцент на том, что душевно больна и поэтому никогда не сможет выйти замуж. Не является ли эта отсылка Джейн к болезни попыткой вообще избежать брачных отношений как таковых. Возможно, новый брак Евы является не осознанным шагом, а бессознательным поступком, совершенным под давлением внутренних (неразрешенные глубинные конфликты, связанных с принятием своей женской самости) и внешних (социальные клише в отношении места женщины в патриархальном обществе) обстоятельств. Поэтому остается открытым вопрос, не стал ли этот опыт повторением прежнего, только на уровне новой субличности Джейн.



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Несказочные истории: Лилит и Ева
  • "Ева и Лилит" - архетипы женщин
  • Белая ли,черная....зависть всегда остается завистью
  • Черная и Белая Лебедь. Убить нельзя принять.
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Женщина, которая всегда будет вызывать восхищение (на примере Джейн Эйр)
  • Зависть черная и белая
  • Зависть "черная" или "белая"
  • Никчемная жизнь Евы
  • Костюм Евы
  • Дочери Евы
  • О зависти. Бывает ли "черная" и "белая"
  • Надежда для Евы
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 1)
  • Тема, которая вызывает много сопротивления, потому что она ближе, чем мы думаем. (Часть 2)
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен
  • О психологической травме:что происходит и как она проявляется
  • Депрессия: почему она появляется и что с ней делать
  • "Женщина на всю кровать"- но что она в ней делает?
  • "Она хотела бы жить на Манхеттене" или, когда государство-твоя Семья
  • Когда жертва осознаёт, что она преследователь
  • Она плохая мать, ее надо наказать… Или она сама нуждается в помощи?…
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Черная Луна. Под властью Лилит. Часть 2.
  • Она волнуется, поэтому сделай что-нибудь
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь