Черная дыра травмы

То, что запредельная боль непередаваема, неминуемо  приводит к тому, что люди, подвергшиеся тяжелым испытаниям и по прошествии многих лет не находят слов, которые бы адекватно выразили пережитое.

Нарушение речи (любого происхождения) ведет к пропасти между людьми, социальной изоляции, в которой царит одиночество, беспомощность, безысходность и тревога.

Речь дает нам  возможность соприкоснуться с другими людьми, с иными внутренними мирами, разделить с другими свои чувства, поэтому утрата этой  возможности самовыражения приводит к разрыву отношений и отчужденности.  

Запредельная боль и страдание, приводят к стагнации, регрессии и утрате языка. Поэтому попытка восстановить свой мир устно и письменно – это очень важный путь к самоутверждению.

Черная дыра травмы

Снова и снова я обращаюсь к теме безмолвия травмированных людей. Отчаиваюсь и снова воодушевляюсь. Недавно прочитала интересное интервью с Бесселем ван дер Кольком (психиатр, известный исследованиями в области ПТСР; далее БвдК), проведенное Кэти Карут (профессор гуманитарных наук; далее КК). Приведу его фрагмент.

КК : Я бы хотела обратиться к одному тезису, в котором вы говорите про проблему замалчивания травмы. Я не могу забыть один эпизод, который произошел много лет тому назад, непосредственно после того как вы увидели результаты ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) сканирования людей, которые переживали флэшбэки, тогда мы говорили с вами по телефону и вы рассказали мне о результатах этого сканирования. Во время эксперимента над жертвами, людьми, которые добровольно согласились на ретравматизацию, зачитывали подробный сценарий их травматического опыта, а потом когда у них начались флэшбэки они были просканированы.
БвдК: Ну, не всегда «добровольно» - тут, конечно, всегда встает вопрос, насколько хорошим было информационное соглашение. Мы не нарушали  этический вопрос,  в частности, потому что в тот момент я не знал, насколько травматичными являются последствия флэшбэков. Я бы этого больше не делал.
КК: Хорошо, это важно знать. Возвращаясь к вашей истории, отмечу, что вы сообщили мне с большим восторгом: «Правая сторона мозга светится – а зона Брока темнеет!». Это открытие описано в разделе «Травма и память» вашего труда «Травматический  стресс».
«Эти субъекты продемонстрировали повышенную активность лишь в отделах, которые наибольше связаны  с процессом эмоционального возбуждения…Это сопровождается повышенной активностью в правой зрительной коре, которая была отображением флэшбэков, о которых сообщали эти пациенты. Но, наверное, самым удивительным  было то, что зона Брока  - часть левого полушария которая ответственна за перевод личного опыта доступным для коммуникации языком – отключилась. Мы считаем,  что это отображает молчаливый ужас, который пережили эти пациенты и их склонность к переживанию эмоций  скорее как физических состояний, а не вербально закодированного опыта».
То, что я хочу прояснить связано  с удивлением в тот момент. Почему это стало для вас  настолько неожиданным.  Почему вас это удивило?
БвдК: Большой  неожиданностью  было то, что нам удалось продемонстрировать,  что людям действительно отнимает речь. То есть вы просто имеете этот опыт, но также становитесь кем-то наподобие пациента Туретта. Часть вашего мозга,  которая ответственна за воспроизведение  символов, на этом замолкает. Когда вы видите это так очевидно во время сканирования мозга, то понимаете, насколько основополагающим  это есть для травматического опыта: это проблема с выражением своего опыта словами.
КК: Можно допустить, что вы уже слышали от своих пациентов что такое происходит. То почему же это вас так удивило?
БвдК: Знаете, пациенты вам много чего демонстрируют и на основе того, что вы знаете вам приходится рассортировывать, что из этого является важным и релевантным. Я все время наблюдал этот немой ужас в своем кабинете, но то, что меня до сих под удивляет – как много всего происходит  просто у вас перед носом, а вы этого не видите. Но когда вы сталкиваетесь с научным исследованием, что делает определенные вещи  очень конкретными и реальными это позволяет вам раскрыть глаза и вы вдруг можете увидеть релевантность чего-то, что до этого момента игнорировали.  Еще одним примером, является сдерживание травмированными людьми своих тел  и  искривление связи с их физическим я. Как я мог, так долго не замечать этого?  Но как только вы начинаете изучать вариабельность  сердечного ритма,  то сразу начинаете  присматриваться к груди людей с ПТСР и замечать что она практически не движется, и вы больше не можете возражать реальности или релевантности этого. И вы понимаете, что они обречены и дальше утрачивать контроль над своими эмоциональными состояниями,  до тех под пока не научатся совладать этой системой.
КК:  Также кажется, что увиденное вами является определенным телесным парадоксом. Для меня было очень красноречивым  в вашей реакции на сканирование ПЭТ, это признание того, что мозг сам по себе является загадочной сферой. Если кое-что  подсвечивается именно в этом участке мозга, это должно бы выражаться в разговоре. Человек должен бы был быть способным сказать: «Да это важно».  Но вместо этого зона моторной речи отключается. Не это ли так вас удивило?
БвдК: Конечно это было удивительно и это также заставляет уделять внимание правому полушарию. Правая часть мозга не является аналитической или вербальной: она связана с эмоциями и пространством. Но как только вы осознаете, что травма наиболее сильно запечатлевается в  пространственной/эмоциональной части участка мозга,  то делаете вывод,  что терапия должна включать передвижение в пространстве […] когда вы начинаете заниматься психодрамой, театром, или песочной терапией, то можно действительно использовать  то, что происходит во время травмы, можно решать проблему с травмой  полагаясь на пространственные перестановки,  а не только на вербальную реорганизацию. Как только вы узнаете,  каким способом мозг реагирует на травму,  то понимаете,  что должны работать  с теми участками мозга, которые остались активными, а не теми которые деактивированы. Другими словами, нам нужны терапевты, которые имеют дело с правым полушарием.
КК:   В этом контексте мне интересно, как бы вы объяснили природу речи, которая иногда возникает во время инсценировки травмы. В статье которую вы написали совместно с Онно ван дер Гартом «Надоедливое прошлое. Гибкость памяти и запечатление травмы»,  вы вспоминаете про пациента Пьера Жане  Ирен, которая говорила во время травматичных гипнотических трансов. Раздумывая о ее поведении, вы отмечаете, что травматическая память  в отличие от нарративной,  не имеет социальной составляющей – она ни к кому не обращена. Возможно ли в таком случае, что человек не только буквально немеет,  но и формирует речь, которая сама по себе некоммуникабельна то есть травматична.
БвдК: Ирен лишь повторяла те слова, которые она говорила во время травматичного случая. Как во время флешбэка. Коммуникативная речь возвращается после успешного лечения. Нарратив является результатом хорошего лечения. Это конечный результат того, что вы разрешаете себе знать то, что знаете.
КК:   Как литературный критик и теоретик я бы хотела добавить еще одно значение словам речь, а именно – «травматическая речь», то есть такая, которая ни к кому не обращена, которая на самом деле не связана с коммуникацией. Например, когда я в реальном времени повторяю одну и ту же историю одни и те же слова. Мне кажется, что литература,  и в частности поэзия,  настолько искусно передает травму благодаря тому, что она может поддерживать или эхом повторять те части травматичной речи,  которые не ограничены лишь  рациональностью. Согласились бы вы,что это возможно?
БвдК: Существуют такие люди, которые могут говорить о том, что случилось и давать голос тем вещам, которые чрезвычайно тяжело уместить в наших мозгах. Речь – очень важна, в частности, когда речь идет об озвучивании ужасов, которые являются просто невыразимыми.
Но человек может говорить и писать достаточно сознательно и все равно оставаться травмированным. Я вспоминаю одно очень известного писателя, который написал книгу о собственном травматическом опыте, которая стала бестселлером.  Как-то он выступал на конференции  посвященной травме. Открывал эту конференцию Джейми Пеннебейкер, специалист по вопросам  речи и травмы, он рассказывал о своем исследовании,  которое  убедительно доказало, что если вы пишите о своей травме,  то ваша общая функциональность очень сильно улучшается. Следующим докладчиком был этот писатель,  который трогательно написал о собственной травме, но он говорил о своей работе находясь в абсолютно диссоциированном состоянии. Писательство не вылечило его,  хотя его тексты были красноречивыми. Он находился все еще на этапе разговорной терапии,  где обговаривал свою травму ,  но проблема очевидно не была решена, и я очень скептически настроен относительно того, что, расширяя свой нарратив  он сможет избавиться от травмы. Последняя изначально не зашифрована в речи; озарение  и понимание – это только тонкие тропинки к тем участкам мозга, в которых сохраняется страх и внутренний распад.
 КК:  Впрочем,  он написал удивительные книги.
БвдК: Впрочем, он остался чрезвычайно травмированным человеком.
КК:  В вашем понимании вылечится, означает вылечится, навсегда?
БвдК: Да. Когда это закончится то навсегда. Фрейд задавал вопрос: «Если вы говорите об этом со всеми ассоциативными аффектами, то возможно ли чтобы травма прошла?И ответ, к сожалению, был «нет».
КК:  Означает ли для вас, что вылечится – это когда человеку больше не нужно давать свидетельства.
БвдК: Выздоровление – это что-то на подобие – «Да это произошло. Да это было ужасно. Это произошло. Но сегодня я могу спокойно говорить о том, что произошло в прошлом». А после этого некоторые люди посвящают свои жизни тому, чтобы подобное не произошло с другими, тогда как эти последние просто продолжают делать другие вещи.

Освобождающая сила света играет большую роль в мифах подземного мира. Процесс исцеления часто описывается как «озарение светом темницы» подземного мира. В египетской Книге мертвых солнечный бог Ра каждую ночь приносил мертвым свет и освобождал их из темницы. В тибетской Книге мертвых описаны образы божественных и демонических существ, состоящих из света, олицетворявших этапы пути между смертью и новым рождением. Современные исследования сознания и анализ описаний околосмертного опыта также помещают в контекст преображения и возрождения свет и связанные с ним переживания. Христианская традиция также описывает спасение и преодоление смерти в метафорах сияющего неземного света. 

Какая радость, когда  наблюдаешь  как светлеют потемневшие от травмы части, как возрождается речь, как человек возвращается к жизни.

Амалия Макаренко - психологическая помощь очно и онлайн

Тел./Viber/WhatsApp/Botim: + 3 8 067 728 80 10
Skype: amaliyamakarenko
E-mail: [email protected]
Сайт: amaliyamakarenko.com.ua



Просмотров: 431
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • Если он сначала вас бросил, а потом снова возвращается: что это значит на самом деле
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Психологическая группа: что это такое и как это работает?
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Как это любить себя и что это дает?
  • Что это за звери: «социальная дезадаптация», «девиантное поведение» и почему это важно знать?
  • Это мое время. И мне решать, что с ним делать
  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Глинотерапия. Что это такое и как это работает?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Женщина, которая думает, что мужчина - это смысл жизни, просто не умеет себя развлекать
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Интуиция – это знание о том, что мы ЗНАЕМ, но не знаем, что ЗНАЕМ и КАК мы это знаем
  • Перезагрузка подсознания. Тета-волны. Что это и как это работает?
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Время – это то, что дает нам силы
  • Перепроживание травмы – это все, что дает холотропное дыхание?
  • Тест Роршаха: что это и нужно ли мне это?
  • Почему все так? За что мне это?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь