Черная дыра внутри людей с перееданием и “мертвая мать” Андрэ Грина.

Наблюдения из практики клинического психолога.

Про это ощущение черной дыры рассказывают часто те, у которых в истории были эпизоды с перееданием.

Когда переедание удается победить ( а его иногда удается приглушить, настроив рутину питания, введя ценные идеи полезного, здорового, рационального и еще какого-нибудь питания), черная дыра остается.

Что это за дыра?

Черная дыра внутри людей с перееданием и мертвая мать Андрэ Грина

Ее описывают как чувство острой нехватки любви. Она бывает в груди, ниже груди, иногда показывают на область горла.

Такие люди описывают себя как вечно стремящихся к любви других людей, которой никогда не бывает достаточно. Потому что другие люди ненадежны, могут бросить, предать или просто разлюбить. Они охотно и много говорят на сессиях, и их речь похожа не непрекращающийся крик ребенка, которого не слышит мать. Терапевту и его интерпретациях в пространстве сессий нет места, он с трудом находит возможность для своего пространства и пространства своих интерпретаций. Эмоциями и переживаниями клиента наполнено все терапевтическое пространство, места для другого или диалога все равно нет. Если в жизни таких людей есть партнер, он ненадежный и исчезающий.

Другие описывают чувство черной дыры как переживание одиночества. В нем может быть и страх, но часто бывает стыд. Это сожаление о том, что не удается наладить отношения, что их страшно, или что к ним не тянет. Но желание есть, есть внутренний конфликт и переживание своей плохости, неспособности, поломанности, деффектности. Такие клиенты убеждены в органической природе своих отклонений и в несовершенстве своего тела “ толстое”, “уродливое”, “нелепая внешность”, “средненькие внешние данные”. В этом переживании стыда и своей неподходящести буквально нет никакого другого, есть переживание одиночества. Другой, как правило, не подпускается в реальной жизни. Терапевт на сессиях с такими людьми чувствует себя не допущенным в пространство клиента. Клиент есть, он в кабинете, он даже слушает и отвечает, но он реально отвергает терапевта, вежливо соглашаясь с его словами, но не воспринимая, не прожевывая и не глотая, не усваивая смыслы интерпретаций.

 Иногда черная дыра как ощущение потери себя, своего тела.

Для последних характерно переедание до появления чувства боли в желудке или кишечнике (кожа на животе натягивается, становится больно, и “я останавливаюсь, потому что больше не могу есть- больше не влезает). Ощуение боли от переедания становится тем, что останавливает их в своих переживаниях. Это может быть чувство неосознанного возбуждения, которое невозможно остановить.

Иногда переедающй ест, пока не кончится вся еда. В его картине мира ресурса недостаточно - что-то может кончится, и жизнь остановится. Такие люди часто рассказывают о страхах, что они умрут бедными, что кончатся все деньги, работа и придется голодать или нищенствовать. Голова подсказывает, что это всего лишь страхи, что в наше время редко кто реально умирает от голода, но страхи остаются.

 

Как видно, у переедающих в их истории разные причины возникновения страхов, разные причины и разные переживания. Но их всех объединяет фактор ненадежной ранней привязанности, когда ребенок не получил уверенности в том, что этот мир его любит, ждет, и рядом всегда есть человек, отвечающий на переживание, взглядом на взгяд, прикосновением на движение.

 

В связи с этим мне часто вспоминается понятие “мертвой матери”, и именно этот образ часто приносят клиенты, страдающие перееданием. Это сны об умершей матери, это рассказы о лишении матери, рассказы о ее похоронах. Это может быть мать непонимающая: присутствующая, но одновременно отсутствующая;  нередко это мать живая и вполне счастливая, но излишне строгая. Она может быть стерильная, властная и непонимающая своего ребенка и непонятая своим ребенком.

 Андре Грин пишет: Мертвая мать здесь, вопреки тому, что можно было бы ожидать, — это мать, которая остается в живых; но в глазах маленького ребенка, о котором она заботится, она, так сказать, — мертва психически. Для таких клиентов характерны ярко выраженные депрессивные черты.

Депрессия здесь переживании своей плохости, недостаточности, недостойности, а также предопределенности несчастья. Невозможности самой надежды на счастье, уверенность в его  недостижимости.

Это боль, которая не утихает, у человека нет надежды, есть только способ на время заткнуть черную дуры внутри себя.

Другие клиницисты часто отмечают переедание идущем рука об руку с деперссией.

Андрэ Грин пишет об особой депрессии в случае с “мертвой матерью”, внутри этого переживание- пустота. Такая пустота заполняется деструктивными элементами, лишенными либидинозной эротики.

В виде набивающего себя едой человека нет ничего эротичного, и разрушение своего тела и привлекательности своего тела является бессознательной атакой на свою собственную эротичность. Стоит ли говорить о том, что клиенты с перееданием считают себя непривлекательными, не эротичными, и плохо обходятся со своими телами.

Мертвая мать как объект внутри переедающего клиента становится черной всасывающей в себя дырой, объектом, не способный давать энергию, ресурс.

Вторая важная мысль Андрэ Грина в связи с этим:  преждевременная диссоциация между телом и душой, между чувственностью и нежностью, и блокада любви.

Она проявляется как оторванность человека от своего тела, неспособность понять и почувствовать его потребностей. Если рациональному питанию можно обучить, то привить любовь к телу не удается. Тело остается слабым, ненадежным, непривлекательным, эротика в этом теле воспринимается как невозможное.

Андрэ Грин пишет о дырявом Я.

По моим наблюдениям дырки в этом Я затыкаются избыточной деятельностью, достижениями, путешествиями и переездами, покупками, такими же компульсивными как и еда, которая, возможно, отошла на второй план, и увлечение которой перешло в форму чего-то более социально одобряемого.

“Мертвая мать унесла [с собой] в дезинвестицию, объектом которой она была, сущность любви, которой она была инвестирована перед своим горем: свой взор, тон своего голоса, свой запах, память о своей ласке. Потеря физического контакта повлекла за собой вытеснение памятного следа от ее прикосновений. Она была похоронена заживо, но сама могила ее исчезла. Дыра, зиявшая на ее месте, заставляла опасаться одиночества, как если бы субъект рисковал рухнуть туда с потрохами.

 

Отдельно хочется сказать, что лечение компульсивного переедания как отдельной симптоматики в итоге приводит к выключение переедания из поведения человека лишает его защитной психической функции против черной дыры, которая была и остается внутри него.  Защита выключена, но всасывающая пустота внутри осталась.

 



Просмотров: 989
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Кто вы - мать или женщина, у которой есть дети?
  • Мать, которая все отдала. Есть ли выход?
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • ...переселять людей целиком в чужие тела... Душа есть вне тела?
  • Если тебя выносила мертвая мать….
  • Как мать портит личную жизнь своего сына
  • О любви и принятии своего тела
  • Есть Свет,внутри Человека Света и Он освещает весь мир...
  • Иллюзии на пути любви и принятии своего тела
  • Я хочу убить свою мать, и выйти замуж за своего отца. Комплекс Электры
  • Должна ли мать любить своего ребёнка?
  • Женщина. Мать. Дочь. Кто вы для своего мужчины?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Нарциссизм, депрессия и мертвая мать
  • Три ипостаси разведённой женщины. Мать своего мужа.
  • Как приличная мать может уставать от своих детей?
  • Когда ты встречаешь наконец своего человека, а он своего - нет
  • Стоит ли женщине часто говорить мужчине о своей любви к нему?
  • Психосоматика или зачем нужно быть внимательным к сигналам своего тела.
  • Привычки тела Женщины, которая Любит и Ценит Себя
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Женщина без любви к себе, как черная дыра
  • Мать и Дитя. мама есть но мамы нет. Как это можетбыть?
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Ребенок, о котором заботилась мать, будет чувствовать себя непобедимым.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь