Зависть, "белая" и "чёрная".

Зависть белая и ч рная

Отъём чужой игрушки - поступок весьма распространённый в детской группе и является частой причиной ссор, слёз и обид. Психика ребёнка 2-4 лет еще не достаточно развита, чтобы контролировать свои желания, чувство зависти возникает мгновенно и за ней следует  примитивная реакция: я хочу это, значит, оно будет моим.

Вы обращали внимание, что некоторые дети стремятся сломать, разрушить то, что построили другие дети (ребёнок) – пирамидку, домик, башню из песка и т.д.? Вам кажется такое поведение необъяснимо агрессивным? Но если понаблюдать за таким ребёнком, можно установить взаимосвязь между «неуспехом» в деятельности и агрессивным поведением. Периоду агрессии наверняка предшествовал опыт неудачной практики построить пирамидку, домик, но не хватило терпения или внимания, концентрации на выполнении задания или совсем отсутствовал опыт подобной деятельности, взрослые не оказали должной поддержки в процессе попыток самостоятельной деятельности, были эмоционально безучастны, холодны, не одобрительны. Ребёнок чувствует свою ущербность в присутствии «успешных» сверстников, тем более, если их хвалят, а его нет. Тогда возникает чувство зависти и последующий импульс  уничтожить чужое «счастье».

Взрослый, психически здоровый человек вполне способен контролировать свои желания в силу усвоенных норм поведения в обществе, удерживать свои первичные импульсы в ответ на возникающее чувство зависти или перенаправлять их на другие доступные объекты (сублимировать).  Сублимация   – достаточно зрелый механизм защиты, его результаты, например,  можно наблюдать в картинных галереях, концертных залах, спортивных площадках. Зависть к чужому успеху, как вариант «белой» зависти - вполне осознанна и порождает стремление быть похожим на успешную личность, достигать высоких результатов, стремиться к целям, совершенствоваться в профессиональном и личностном развитии.

Однако чувство зависти не всегда осознанно или частично осознанно и является скрытой причиной поступков и эмоциональных реакций, которые приводят к конфликтам, разрыву отношений и другим разрушительным последствиям для жизни и психики индивида, например, вербальная агрессия (оскорбления, унижения достоинства другого, неконструктивная критика) или аутоагрессия (причинение себе вреда), уход от контактов. Объектом зависти может выступать не только нечто материальное, но и чувства, достоинства, желания, умения, способности другого человека, которых, по мнению испытывающего зависть, не хватает у себя.

Одно из проявлений бессознательной зависти – это обесценивание* некой значимости для себя объекта и отношений с ним, например, человека, к которому  испытывается влечение, интерес или чувство зависимости от отношений, потеря которых может привести к болезненным переживаниям утраты, собственной беспомощности, слабости, «негодности», «ущербности». В таком случае, наблюдается психологическая защита по типу «уничтожения сделанного» - обесценивание достигнутого результата или обращение в противоположное – любовь меняется на ненависть. Так, например, в процессе терапии нарциссических личностей* процесс обесценивания проявляется в «овеществлении» терапевта и принижении результатов проделанной работы в терапии: «забыл про Вас», «то, что я поняла в прошлый раз – ерунда!», «Вы меня не переубедили», «не вижу ни какой пользы от этих встреч, ни чего не происходит», «Как я к Вам отношусь? Да ни как!». То качество, которое прежде идеализировалось* в человеке, теперь сводится «на нет», обращается в противоположное, осмеивается, критикуется, оскорбляется.

Самая крайняя форма зависти – «чёрная», когда объект преследуется за то, что вызвал чувство зависти и фрустрации -  недостижимости желаемого. В таком варианте агрессия выходит на физический уровень, «обиженный» жестоко мстит «обидчику», тогда в ход идут любые способы разрушения от нанесения побоев и повреждения имущества до полного уничтожения объекта зависти.

Т. обр. зависть может иметь разную степень выраженности и качественности, а ткже может оказывать как развивающее, стимулирующее значение для личности, так и разрушающее, ранящее как внутренний мир человека, так и вредоносное для отношений, испытывающего чувство зависти.

Самоанализ, самоисследование может дать человеку много для понимания истоков зависти, однако для коррекции переживаний и их последствий для жизни человека возможно только в процессе личной терапии.

* Сублимацияпроцесс, посредством которого инстиктивные энергии влечения разряжаются в социально одобряемых формах.

* Идиализация - проекция своего идеализированного Я на другого, восхищение поступками, качествами характера, ожидание защиты и поддержки со стороны идиализированного лица.

* Обесценивание - снижение или отказ от ценности, значимости ранее идеализированного объекта и его качеств.

* Нарциссическая личность - это личность, интересы которой фиксированы, в большей степени, на собственной персоне, собственной "особости", грандиозности, всемогуществе и, одновременно, собственной ничтожности, неполноценности, "плохости", потому нуждающаяся в "отзеркаливании", "подпитке" самооценки, не терпимая к своим и чужим недостаткам.



Просмотров: 587
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В чём польза зависти для меня? Как зависть может привести к успеху?
  • Разрушающее чувство зависти
  • О зависти. Бывает ли "черная" и "белая"
  • Чувство зависти
  • Чувство зависти
  • В защиту зависти. Зависть как инструмент в Терапии.
  • Грудь под прикрытием или Другая "вещь" зависти (Размышления о важных органах)
  • От апатичной зависти – к витальной зависти
  • Снизить чувство собственной важности как "противоядие" от попыток обесценить
  • Скорая помощь для страдающих от собственной зависти
  • Зависть. Почему я завидую? Как избавиться от зависти.
  • Зависть. Причины и Техника перестройки зависти в помощника-музу.
  • Вам все завидуют? Причины зависти. Психология человека.
  • Достаточно ли вы знаете о зависти?
  • "Кризисные состояния и чувство вины человека"
  • Психология отношений: "Для тех, у кого в отношениях чувство дежавю".
  • О ценности зависти
  • Если столкнулся с чувством зависти
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Чувство вины и комплекс неудачницы: "Я хорошая, если у меня все плохо"
  • Простить - это дать "умереть" своим ожиданиям в отношении другого человека
  • Рекомендации в переписке на тему зависти и самооценки.
  • Зри в корень! О зависти, зависимости и главной жертве
  • Быть обьектом женской зависти
  • Всё о зависти.
  • О зависти
  • О зависти
  • О зависти
  • О зависти
  • Шоб я так жил, или О зависти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь