О зависти

Серия коротких заметок про зависть.

Часть первая.

Завидовать стыдно. О зависти говорить не принято. Максимум, что позволено – так называемая «белая зависть». Но самые «просветленные» вообще никому никогда не завидуют. Зависть как суслик, которого предпочитают не видеть, а он есть. Стоит открыть Инстаграмм и – опа! – вот она. Светится сквозь красивые фотографии, наполняя нас своей энергией. В зависти скрыта такая сила, что, если бы ее да в мирных целях…. А почему бы и нет?

Зависть, как любое чувство, сигналит нам о потребности (не о вещи), о том, что мы хотим, но чем не обладаем. Не всегда нашу потребность сможет удовлетворить именно то, что есть у другого. Например, потребность в признании у одних удовлеворяется простой покупкой дорогого автомобиля, а другим для этого приходится книги писать. Счастье другого скроено не по вашему размеру и, наверняка, будучи просто скопировано вам не подойдет. Но в том образе, который вызывает зависть есть что-то, что притягивает. И зависть притягивает наше внимание и помогает удерживать интерес, давая шанс расшифровать, что же за потребность имелась в виду.

Зависть одновременно подсказка и ограничение. С одной стороны, завидуя, человек стремится к тому же, что имеет другой человек или к превосходству над ним. С другой же стороны, зависть ограничивает мотивацию достижением именно той цели, которой кто-то уже достиг, вследствие этого внимание рассеивается и ситуация искажается, превращаясь в погоню за призраком счастья. Ограничение мотивации сужает мышление до потребности чужого успеха. Это может грозить потерей идентификации и стремлению к чужим целям, а значит, к настоящему личностному провалу.

Так что цели, поставленные из зависти, с одной стороны обладают хорошим зарядом и энергией для их достижения (при условии, что эта энергия не заблокирована стыдом, о нем чуть позже), с другой - нуждаются в большой доработке.

 

Часть вторая.
Осознавать зависть сложно, ибо стыдно. Стыд, после интереса, это второй компонент зависти.

Мы завидуем тем, кто представляет угрозу нашему представлению о себе. Объект зависти обладает чем-то, что высоко ценится завистником. Зависть сопровождается восприятием чьего-то превосходства, чувством досады, огорчения, унижения, злости. Нередко присутствует неприязнь к тому, кто превосходит, желание или причинение ему вреда. 

Таким образом, зависть разрушает наш светлый миф о себе, обнажает все его прорехи. Делает невозможным дальнейшее пребывание в иллюзии своей тотальной хорошести.

Зависть – постоянное сравнение своего успеха с другим, точка успокоения вынесена во вне, за пределы своей личности, потому недостижима принципиально. Зависть - переживание амбициозности и несостоятельности своих амбиций, и стыд за эту несостоятельность.

Дабы не осознавать стыд многие из нас проделывают финт вроде «не завидую никому и никогда». А это уже высокомерие, либо первый признак депресии: в первом случае, «ваши низменные достижения не могут завладеть вниманием меня великого», во втором – «я уже ничего не хочу и ни на что нет сил».

Так что завидовать нормально. Завидуют все. Если вы завидуете, значит вы еще чего-то хотите и имеете силы для достижения, поздравляю.

Часть третья.

Зависть рождается тогда, когда я во внешнем мире (у другого человека) нахожу что-то ценное для себя, но при этом не нахожу поддержки в том, что я тоже смогу этим ценным когда-нибудь обладать и при этом переживаю стыд от этой нехватки, сравнивая себя и другого.

Увидели вы маленький хорошенькую красненькую машинку у соседского мальчика и бежите к маме, а у нее денег не оказалось или желания, и вот она вам произносит – нет. А потом еще и стыдит - «Не завидуй!» И остальные мальчишки бегают гурьбой за тем, кто машинкой обладает, а вы один сидите в уголочке.

 «Не завидуй» - не желай того, что ты увидел у другого и в чем опознал что-то свое. Т.е. прерывание идет уже в том месте, где фигура более-менее сформирована, уже заряжена и выделена из фона, но возможно еще недоосознана. Плюс, это прерывание усилено стыдом: не просто не желай, а стыдись того, что ты желаешь. Так что энергии в этой потребности уже море, а реализовать ее во вне не получается. Это как выхватить котлету из вашего рта прямо перед тем, как вы собирались откусить – массу напряжения порождает.

Нереализованная энергия может перейти в злость – желание уничтожить предмет зависти, и его обладателя, дабы снизить напряжение – нет предмета, можно не выделять его, не заряжать энергией желания.

 Либо в случае ретрофлексии может переживаться как собственная никчемность. И тогда завидовать становится больно, энергия не будучи  направленной во вне, начинает разъедать изнутри. Исследования в Национальном институте радиологии (NIRS) Японии проведённые под руководством Хидехико Такахаси (Hidehiko Takahashi) показали, что реакция мозга во время зависти проходит в основном в передней части поясной извилины, при этом тот же регион мозга играет ключевую роль при болевых ощущениях.

Выход в том, чтобы найти хорошую форму для разворачивания своей потребности и ее реализации. Причем тут очень важно учитывать свои личностные особенности и свою ситуацию, поскольку, как мы помним из первой части, чужое счастье вам не подойдет.

 

Часть четвертая.

Злость такой же важный компонент зависти, как интерес и стыд. Злость помогает отрегулировать дистанцию и границы с предметом потребности: либо поможет нам обесценить достижения другого, либо достичь того же и превзойти, либо изменить ситуацию в соответствии со своими потребностями и особенностями.

Подавление злости ведет к невозможности делать что-то для того, чтобы достигать желаемого. И тогда вместе с завистью вам придется постоянно переживать собственную несостоятельность.

А вот подавление зависти в принципе рождает скуку и апатию. Про это уже упоминала в первой части – фактически для того, чтобы задавить в себе зависть вам надо отказаться от своего желания и части своей энергии. А это уже похоже на известное: «что воля, что не воля – все равно».

Обретение предмета зависти, которые не отвечает истинной потребности рождает разочарование. Подарил подруге муж шубу, и вы бежите к своему с требованием такой же покупки. А он вам допустим даже деньги выдает и говорит что-то типа: «На, купи, только отстань». Только вот покупка не радует, потому что хотелось, чтобы сам, чтобы догадался, чтоб с влюбленными глазами и т.п. Просто потребность была не в шубе как таковой, а в любви. Потому опять же хорошенько анализируем чего хотим на самом деле, когда чему-то завидуем.

В зависти заложена потребность получить что-то и потребность сохранить контакт с окружением. Поэтому, когда получить желаемое не удается, невозможно закрыть рот и не болтать о том, чему завидуешь, часто это разговоры в злобно-обесценивающем ключе. По сути надо найти хоть какую-то поддержку от окружающих, иначе самооценка совсем пострадает.

 

Часть пятая.

Мы боимся, когда нам завидуют. Боимся вызвать злость на себя, столкнуться с агрессией и обесцениваем, с помощью которых завистник справляется со своим чувством. А еще боимся тех, кто недостаточно стыдится своей зависти, именно они способны отобрать у нас то, что так желанно.

Мы хотим, чтобы нам завидовали. Это поддерживает наш прекрасный образ себя, по крайней мере какие-то его компоненты, удовлетворяет наши нарциссическе потребности (хоть в чем-то я лучше других) и подкрепляет самооценку. Кстати интересно какие компоненты нуждаются в поддержке и для чего? Чему вы хотите чтобы вам завидовали?

Вряд ли кто-то хочет услышать фразу «я тебе не завидую» - означает она скорее всего «ну и вляпался же ты». Или «не чему завидовать» - нет ничего привлекательного в твоей ситуации. Так что зависть может быть весьма эффективным маркером социальной ситуации человека.

 

Часть шестая.

Из зависти ставить цели проще. Зависть открывает поле потребностей, распаковывает наши настоящие хочу, от которых мы склонны отказаться.

В одной из методик по поиску предназначения есть прямо пункт, в котором анализируются все те занятия, которым вы когда-либо завидовали. Помогает найти то, что вам интересно лучше всяких тестов.

А еще в зависти велик фантазийный компонент – мы придумываем другому яркую жизнь, часто опуская бытовые подробности. Для себя такого не сделаешь, а вот для другого – запросто. Фантазия, кстати, весьма пригождается в деле постановки целей и планирования будущего.

 



Просмотров: 542
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В чём польза зависти для меня? Как зависть может привести к успеху?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что такое зависть и так ли плохо завидовать на самом деле?
  • Зависть. Почему я завидую? Как избавиться от зависти.
  • Про зависть. Или что же делать, если завидуете Вы, и не по-белому? (часть 2)
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • В защиту зависти. Зависть как инструмент в Терапии.
  • Зависть и высокомерие: что делать, когда в тебя кидают кирпич?
  • Зависть. Причины и Техника перестройки зависти в помощника-музу.
  • Что уже сегодня не дает вам жить так, как вы хотите. 3 мешателя чувствовать счастье
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Проблемы с самооценкой. Я недостоин такой жизни. Изменить что-либо уже поздно. Нет сил.
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Зависть, зачем она и что с ней делать
  • Вам все завидуют? Причины зависти. Психология человека.
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Мы оба думали, что уже никогда, но знали точно, что когда-нибудь...
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Зависть... Или - что я чувствую рядом с другими...
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь