|
О завистиАвтор статьи: Оксана Анащенко
Из диалога с подростком - Что такое зависть? - Это когда у другого есть что-то, чего нет у тебя, и, увидев это что-то, ты страстно (или не очень) начинаешь этого желать или иметь для себя. - Тогда получается, что зависть существует только в сравнении того, что есть у тебя с тем, что есть у других, т.е. только в сравнении себя с другими людьми. Следовательно, зависть может существовать только в социуме, только в обществе людей. Если бы человек жил в одиночестве на обитаемом острове, ему некому и нечему было бы завидовать. - Именно так. Но что стоит за завистью? Для чего она нам нужна? - Когда я вижу у другого что-то, чего нет у меня, я, как мы и говорили, сравниваю себя с другими людьми, а, сравнив, сразу же даю оценку – лучше я или хуже этого человека, большего добился или меньшего, выше или ниже стою на ступеньке на социальной лестнице. Например, увидел старого знакомого на дорогой машине, и сразу же сравнил себя с ним – «Ага, у него крутая тачка, значит парень чего-то добился в этой жизни… А что у меня? У меня этого нет, значит я не так успешен.». Вот тут и возникает зависть. Сравнение себя с другим возникает мгновенно – это как опознание: кто ты, чего от тебя ждать, как себя с тобой вести. И сразу же возникает определение своего места относительно того человека, с кем ты себя сравниваешь – выше ты или ниже, лучше или хуже. - Выходит, что когда мы сравниваем себя с другим человеком, мы сравниваем внешние атрибуты, которые являются индикаторами того, какое место в социуме занимает тот или иной человек, т.е. мы сравниваем форму, видимость, при этом не видя сути самого человека. - Конечно. Обрати внимание, сколько существует шаблонов и стереотипов в нашем восприятии, которые включаются, как реакция на видимость (форму). Едет на дорогом джипе, значит «крутой», успешный; а на дешевой отечественной модели – «неудачник». Как-то в 90-ые я проводила такой эксперимент: приходила в один и тот же магазин в разной одежде и наблюдала за реакцией продавцов. Если на мне была дорогая шуба, все стремились мне угодить, предложить и подобрать, все о чем только я заговорю. Когда на мне было простое пальто, внимание продавца надо было ждать (даже когда вокруг не было других покупателей), и при обсуждении товара основным был снисходительный тон… Оксана Анащенко, психолог, расстановщик, Рэйки-Мастер, https://vk.com/oksana_khors
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|