|
Детские истерики. Вступление.Автор статьи: Байбородова Ольга Сергеевна
Саше 2, 5 года. Я начала водить её в детский центр развития, оставляя на пару часов. Поднимаясь по лестнице за своим ребёнком, я уже слышала душераздирающие крики дочки и тихие увещевания двух воспитателей. Зайдя на порог центра перед моими глазами предстала следующая картина: мой орущий и валяющийся на полу в одном сапоге ребёнок и прекрасная добрая воспитательница усердно стучащая по батарее со словами: «Сейчас, сейчас оттуда вылезет мышка!!!». Ещё одной очень запомнившейся мне историей была ситуация, когда одна из мам, водивших в этот же центр своего малыша, обратилась ко мне как к детскому психологу с темой истерик своего сына. И в этот момент моя Саша, которая проиграла бой за машинку стала так скажем демонстрационным примером прекрасной бурной истерики. Помню своё секундное замешательство и интерес в глазах мамы, которая только что спрашивала меня как реагировать на детские истерики. Отвлекающие маневры воспитателей, яблочки не сработали, мой ребёнок во всю орал и требовал машинку. Я с глубокомысленным, красным, как помидор лицом, прокомментировала, что такие способы не работают. А какие работают? В той ситуации я использовала метод отображения истерики, то есть не отвлекать, не запрещать, не успокаивать. А стать зеркалом для ребенка, без издевки, без насмешки, проговорить, как и что ребёнок сейчас делает. Саша ты расстроилась, потому что мальчик забрал свою машинку. Саша, как громко-громко ты кричишь! Давай посмотрим, как возмущаются твои ножки, как они дрыгаются. Смотри, мама будет повторять за тобой. Вот так надо широко-широко открывать ротик, ложиться на пол и сильно-сильно стучать ногами. Теперь мы можем вместе кричать и плакать. Я тебе помогу в этом, и игрушечки другие помогут. Поняли игрушечки, давайте, начинать. Такая реакция заводит ребёнка в парадокс, в неопределённость и даёт ему возможность посмотреть на себя со стороны, что уже снижает градус истерики. Обычно, когда у ребёнка случается истерика на выставленное ему внешними обстоятельствами препятствие (не пошли куда хотел, надо идти домой, не купили конфету, чужая игрушка, мама не берёт на руки, надо самому снять обувь, выключили мультики), взрослые начинают вести диалог с ребёнком, пытаются найти замену во время истерики, а посмотри сюда, а давай то. Часто слышу, что во время истерики родители пытаются что-то объяснить ребёнку. Или же диалог с ребёнком ведётся в раздражённо-наказывающем тоне: хватит, сейчас мы уйдём отсюда, перестань кричать. Как позитивное, так и негативное внимание является подпиткой для истерики. Как только подсознание поймало, что на крик и плачь оно получает тотальное внимание окружающих взрослых, оно «шепчет» ребёнку продолжай в том же духе, они твои! Метод исследования и отображения истерики спокойным, доброжелательным тоном возвращает внимание ребёнка на самого себя, на своё состояние. И всё, больше никаких диалогов, плакать можно, мы описываем и показываем, как это происходит, поддерживаем ребёнка в его выборе, не противоречим ему. Обычно ребёнок или с интересом смотрит как взрослый его отображает, или встаёт и говорит, что он так не хочет. А почему не хочет, потому что поток внимания, который получал ребёнок своей истерикой перекрыли, всё - плакать можно, а бонусов за это нет, никто не успокаивает, не увещевает, не отвлекает, не объясняет. А вот когда ребёнок успокоился, и вы владеете его вниманием, тогда уже можно и сочувствовать, и объяснять, и предлагать другие варианты занятия. Постепенно подсознание усваивает, что способ истерики не обеспечивает ему удовлетворения его желаний и ребёнок вынужден искать другие варианты (и мы в этом ему помогаем) преодоления препятствий. Описанный выше, вариант реагирования на детскую истерику, не является практической инструкцией ко всем случаям детских истерик. Это пример конкретного случая, конкретного ребёнка.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|