|
Детские истерики.Автор статьи: Цой Ия Сергеевна
Часто на наших монтессори-группах (для детей от 8 мес. до 3 лет) родители задают вопрос: «Что делать с детскими истериками?» Давайте попробуем разобраться. Истерики – это неконтролируемое поведение, которое обычно выражается в форме громкого крика (плача); как правило, оно сопровождается моторной деятельностью: ребёнок может бить окружающих людей или предметы, или совершать беспорядочные движения; может отказываться идти вместе со взрослыми, убегать. Обычно такие действия вызывают у родителей широкий спектр чувств – от растерянности до раздражения. Если истерики случаются в людном месте, масла в огонь подливают и «добрые» посторонние люди, которые начинают ребёнка жалеть или, наоборот, ругать. Такая «помощь» обычно только усиливает неприятные эмоции родителей, так может восприниматься как сомнение в их компетентности как воспитателей (или даже взрослости как таковой). Итак, первое, что нужно здесь понять: избежать истерик нельзя. Может, конечно, кому-то повезло, и у него сразу родился ангел с крылышками, но мне таких детей встречать до сих пор не приходилось Поэтому то, что не нужно делать родителям – это винить в детских истериках себя. Вообще, по нашему мнению, истерики – это тип поведения, изначально заложенный в психике человека с целью повышения его адаптивности (умения приспосабливаться к окружающему миру). И при желании, мы с вами сможем вспомнить ситуации в своей жизни, когда они действительно помогали нам добиваться каких-то целей, которые иначе остались бы для нас недоступны. Поэтому запрос родителей, выраженный словами «избавиться от истерик» не только нереалистичен, но и неконструктивен по сути. Более рабочей, на наш взгляд, может быть формулировка «научиться реагировать» на истерики ребёнка так, чтобы этот тип поведения не стал для него основным и человек смог вырасти достойным взрослым. Опасность истерик также состоит в том, что это поведение является самоподкрепляющим, и его бывает достаточно трудно прекратить, если ребёнок «разошёлся». Итак, какой же способ реагирования стоит избрать родителям? И здесь мы тоже вынуждены кого-то огорчить, поскольку единственно правильного способа не существует. Воспитание – это творчество, которое заключается в том, что вы угадываете или подбираете те способы, которые подойдут именно вашему ребёнку (и вам!) в вашем текущем состоянии. То общее, что можно порекомендовать родителям – по возможности сохранять спокойствие и определить причину истерики. Возможно, есть что-то, что действительно причиняет ребёнку неудобство, а взрослый об этом не догадывается. Например, описан случай, когда маленький ребёнок плакал оттого, что мама сняла пальто и повесила его на руку (нарушение привычного образа близкого человека = нарушение мирового порядка в сознании). Итак, сохраняем спокойствие (можно отсчитать про себя 10 раз, чтобы достичь душевного равновесия), определяем причину, по возможности, её устраняем. А дальше пытаемся погасить саму истерику. Способы могут быть разными: утешить, взяв на руки; отвлечь; можно на время ограничить активность ребёнка, плотно его обняв; можно не обращать внимания и ждать, пока ему самому надоест. Одна знакомая мама останавливала истерику ребёнка встречным криком. Срабатывал эффект неожиданности, плач прекращался. Не стала бы рекомендовать этот способ всем, но как вариант можно попробовать. (Замечание: если Вы ругаете ребёнка, не стоит говорить ему «Ты плохой» и «Я тебя не люблю». Выразите своё неудовольствие ПОВЕДЕНИЕМ ребёнка, а не его ЛИЧНОСТЬЮ. Лучше сказать «Мне не нравится, что ты кричишь». Слова важны, даже если Вам кажется, что ребёнок пока их не понимает.) Можно перевести ситуацию в игровую, особенно если у ребёнка есть какие-то любимые герои, за которыми он охотно последует. В каком-то случае (когда здоровье, что называется, дороже) можно и уступить – мир не перевернётся от одного раза. Тут главное, чтобы такие уступки не стали систематическими, потому что именно они способны закрепить истерическое поведение как единственно возможный способ добиться желаемого. И связанная с этим рекомендация: по возможности давайте ребёнку своё внимание в то время, когда он спокоен. Играйте с ним, знакомьте с окружающим миром, читайте, рассказывайте. Старайтесь слышать его потребности и согласовывать их со своими возможностями. В результате у ребёнка естественным путём будет формироваться понятие спокойного поведения как нормы, необходимость в истериках постепенно отпадёт. И помните, что воспитание – это достаточно долгий процесс, требующий с Вашей стороны терпения, последовательности, но также гибкости и креативности. Более того, это процесс обоюдный, так что в ходе общения с ребёнком Вы получаете шанс развить в себе те качества, которых Вам пока недостаёт.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|