Психологи древности: к кому бы вы записались на приём?

Психология по праву считается древнейшей из наук. Правда изначально мотивы человеческого поведения и поступков рассматривали в контексте философских учений.

Чтобы лучше понять, что собой представляла психология древности, и кого можно назвать первыми психологами в истории человечества, представим себе аллюзию на психологическую консультацию античных времен, в которой великие умы будут вести консультирование, согласно своим представлениям о душе и психике.

Оговорюсь, что это лишь фантазия, впрочем, не лишённая и реального основания, ведь философы тех лет активно общались с людьми, изучали их проблемы и взгляды,делились мудростью.

Итак, перенесемся в античную Грецию и первым посетим Демокрита. Чтобы получить мудрый совет этого величайшего мыслителя пришлось бы отстоять в большую очередь. Демокрит был известнейшей персоной своего времени.

В число первых психологов он вошел благодаря созданию единственной на тот момент комплексной психологической теории, в которой были впервые проанализированы все важные для психологии вопросы - о душе, познании, свободе воли и регуляции поведения.

К примеру, Демокрит считал, что душа, как и тело состоит из атомов, и придает движение инертному телу. После смерти человека тело уже не может служить оболочкой для этих атомов, и душа рассеивается в воздухе, а потому она тоже смертна.

При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, не видимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадая и в органы чувств, создавая таким образом ощущения.
Поэтому обратившись к Демокриту, к примеру, с депрессией или неврозом, вполне вероятно было бы услышать ответ, что эйдолы попали не в органы чувств, а в другие части тела. Поэтому наши ощущения неправильны и становятся причиной иллюзий и ошибок.

Каким бы наивным не казалось современному человеку такое понимание психики, тем не менее, теория Демокрита объясняла на уровне науки того времени практически все феномены восприятия, о которых говорит и современная психология.

Если к Демокриту люди шли за мудрым советом, то к Гиппократу в основном с болью физической. Долгим рассуждениям о природе вещей он предпочитал действия, и был убежденным практиком.
Сфера души, по мнению Гиппократа, была неотделима от физиологических процессов, а потому он и ее лечил тоже.
Именно Гиппократ разработал учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех видов жидкости в организме - крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. Как полагал ученый, «из них состоит природа тела и через них оно и болеет, и бывает здоровым».

Важным моментом в его теории было и понятие «меры», которое он считал ведущим в эмпирической медицине, отсюда и его «не навреди» - посыл сквозь века врачам всех времен и народов.

А огромная заслуга Гиппократа как психолога, в том, что он первым заговорил об индивидуальных различиях человеческого поведения, о дифференциальной психологии.

Принципиально новый подход к пониманию психики человека предложил Сократ. Хотя он вряд ли бы смог вести индивидуальное консультирование и разбираться с проблемами отдельно взятых людей, масштаб для него не тот. Ведь он с самого начала был культовой фигурой своего времени, собиравшей полные амфитеатры, обучая основам разума и нравственности. Успех его воззрений невозможно понять в отрыве от его личности. О необыкновенно сильном воздействии Сократа на окружающих говорят буквально все воспоминания о нем.

А в ряды первых психологов Сократа по праву можно причислить за то, что он перенес исследовательский интерес с окружающей действительности на человека, провозгласив свое известное изречение «Познай самого себя».

Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению.

Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. И заложил основы нового понимания души и познания, где душа больше не материальная субстанция, приводящая тело к активности, а разум и нравственность человека.

Платон, ученик Сократа, скорее сам нуждался в психологическом консультировании, чем смог бы его вести. Его идея о внутреннем конфликте души, по мнению исследователей - следствие трагических событий собственной жизни, наложивших серьезный отпечаток на взгляды философа.

После смерти своего учителя он покинул Афины, дав клятву никогда больше не вступать в город, осудивший на смерть выдающегося ученого (Сократа). 10 лет Платон скитался и даже был продан в рабство, но вырвался на свободу и основал вблизи Афин свою Академию - школу, по имени героя и покровителя этой местности Академа.

Здесь он занимался изучением и преподаванием почти всех существующих в то время учений и психологией, в частности.
Так, Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активности мышления, обосновал роль памяти в становлении опыта человека.

Проблема внутреннего конфликта мотивов, обоснованная Платоном, стала впоследствии особенно актуальной в психоанализе, а его подход к проблеме познания отразился на позиции рационалистов.

Особняком в психологической науке того времени стоит Аристотель. Он был в высшей степени теоретиком от психологии. Его работа «О душе» по праву считается первой психологической монографией. Эта книга не только обобщила все, что было сделано предшественниками Аристотеля, но и выстроила психологические знания в новую систему, открыла новые перспективы перед наукой, поставив вопросы, на которые стремились найти ответ многие поколения психологов.
Кроме того, Аристотель, будучи учеником Платона, продолжил преподавательскую деятельность. Был учителем Александра Македонского, построил свою школу назвав ее Ликей (Лицей). Эта школа, как и Академия Платона, просуществовала почти шесть веков.

А теперь вопрос к тем, кто дочитал этот пост до конца. Если гипотетически представить возможность путешествия во времени, то с кем из первых психологов хотели бы побеседовать вы?



Просмотров: 285
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (3: Теории репрезентации времени)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (1)
  • Психология времени, гл. 2: Проблематика психологии времени (2)
  • Проблема системной триады (дух-душа-тело) в физической культуре и психологии.
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (1: Понимание социального времени)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (5: Иллюзии восприятия времени)
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Гармония души и тела (о комплексном воздействии танцетерапии на здоровье человека)
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (5: Основные концепции пси-времени)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (3)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (4: Временные ускорения)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (4)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология восприятия и оценки времени (2: Закономерности и нарушения)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (1)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (5)
  • Психология времени, гл. 6: Развитие восприятия, репрезентации и конструирования времени в онтогенезе (2)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (2: Субъективное время)
  • Фраза, благодаря которой мужчина захочет проводить с вами больше времени
  • Обижаясь, что не полюбили нашу душу, важно задуматься, а было ли душе человека комфортно с нами.
  • Как же я смог потерять то, что хранить было, в общем, не сложно?! По рассказу солидного человека
  • Психология времени, гл. 5: Социальная психология времени (2: Социальные ритмы)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация и конструирование времени (1: Базовые термины)
  • Психология времени, гл. 4: Репрезентация времени (4: Пси-возраст, перспектива, таймфреймы и др)
  • Психология. Структура психики. Основы психологии.
  • Признаки того, что вы действительно нашли своего родного человека
  • Психология времени, гл. 7: Методы исследования субъективного времени (1)
  • Об энергиях тела, души и духа и энергетических особенностях разных состояний человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь