Психологическая помощь. Как пережить смерть близкого человека.
Автор: клинический психолог Литвинова Оксана Николаевна.
Оригинал статьи размещен на сайте Литвиновой О.Н.
http://psylab.flybb.ru/
...Жизнь — это череда не только приобретений, но и потерь.
Г. Уайтед
2-го июня, скоропостижно умер мой одноклассник, Мохначев Станислав,
умница, отличник, врач психиарт-нарколог, кмн, муж, отец и просто хороший человек. Моя первая школьная любовь. И меня накрыло! Вместе с ним умерла частица меня.
Эта статья посвящается Станиславу Олеговичу Мохначеву
(4 марта 1972 - 2 июня 2013).
Что есть жизнь и что есть смерть?
В нашем обществе не принято говорить о смерти. Пенсионеры-родители бояться обсуждать с детьми вопросы наследства, взрослые дети "гонят" от себя мысли о смерти родителей, а когда те заводят разговор: "Похороните меня рядом с...", с бравадой перебивают: "Вы еще 100 лет проживете!". Родители бояться отвечать детям на вопросы о смерти, а порой и не знают, что отвечать, не принято "носить траур", не принято показывать свои чувства на работе. Человек возвращается на рабочее место на следующий после похорон день, а все делают вид "будто ничего не произошло и все как обычно". Человек, потерявший близкого, становиться более изолирован, у него редко звонит телефон, даже близкие друзья между собой говорят: "Хочу помочь, но не могу найти слов. Боюсь звонить, боюсь сделать еще больнее!".
Но как говорил Воланд: "Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!"
И такая внезапная смерть еще труднее осознается и проживается родными и близкими.
Раньше приглашали плакальщиц, которые произносили специальные слова у гроба, вызывая тем самым слезы и нарушая оцепенение. Сейчас же пришедшие на похороны шепчутся, то ли осуждая, то ли гордясь стойкостью жены или мужа, дочери или сына покойного :"Ни слезинки не проронила!".
Такое поведение на похоронах, отказ от траура, жизнь после похорон "как ни в чем не бывало", имеют опасные последствия для психики.
Процесс горевания по Василюку (Российский психолог, автор книг: Пережить горе, Переживание и молитва, Психология переживания и пр.) это работа горя.
Горевание имеет вполне определенные стадии. Человеку, потерявшему близкого, его родственникам может показаться все происходящее ненормальным. "Не сходит ли он с ума?" - сэтим вопросом часто обращаются родственники к психологу.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать стадии горя, особенности, которые характерны для каждой стадии. Если есть подозрение, что произошло "застревание" на какой-либо стадии, если человек сам не может пережить смерть близкого, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Стадии нормального горевания.
Картина острого горя схожа у многих людей. На этом этапе человек, переживающий горе периодически испытывает различные различные телесные проявления: спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, потребность глубоко вздохнуть, чувство пустоты в животе, мышечную слабость и интенсивное субъективное страдание, душевную боль, поглощение образом умершего. Длится стадия острого горя около 4-х месяцев и включает в себя следующие стадии.
1. Шок.
(Длиться от нескольких мгновений до двух недель, обычно до девяти дней).
Известие о трагедии вызывает ужас, ступор, отстраненность от происходящего или, наоборот, внутренний взрыв. Мир может казаться нереальным, пространство сужается, время ускоряет, или замедляет свой ход. Притупляется восприятие реальности, могут выпадать события из памяти.
Человек не может принять потерю, не верит в нее. Со стороны кажется, как будто оцепеневшим («застывшем в своем горе»), а может быть и суетливо-деятельным (организовывает похороны, активно поддерживает других).
Человек продолжает говорит о покойном в настоящем времени, будто он жив. Потеря близкого еще не осознана.
В пределах нормы возникающее порой явление «деперсонализации»: когда человек не осознает кто он, где он находится в настоящий момент. На этой стадии возможны мысли и порывы уйти из жизни вслед за умершим. Поэтому человека желательно не оставлять одного, почаще называть по имени, молча держать за руку. Успокаивающие разговоры на этой стадии вряд ли помогут.
Если человек плачет, то нужно дать ему выплакаться, не уводить от гроба, дать возможность проститься, в последний раз взглянуть на близкого.
На поминках вспоминайте покойного, какой он был при жизни, разные случаи, счастливые моменты пережитые вместе, рассматривайте семейные фотографии. Это все поможет преодолеть "оцепенение".
2. Отрицание.
(До сорока дней).
Неверие в постоянство потери (Василюк), характеризует эту стадию острого горя.
Отрицание - естественный защитный механизм, поддерживающий иллюзию, что мир может меняться под нашим управлением, а еще лучше - оставаться неизменным.
Поминки знаменуют момент «отпускания» умершего: его душа больше не с нами.
Человек возможно умом уже понимает свою потерю, но его тело и подсознание ее не принимают: он может увидеть в случайном прохожем умершего, слышать его шаги в пустой квартире, умерший может снится. Человек пугается, что он может сойти с ума.
Такие видения и сны вполне естественны. Не бойтесь таких снов. Если Вам присниться умерший, постарайтесь мысленно с ним поговорить, проститься с ним. Если за этот период умерший ни разу не приснился, это может означать, что процесс горевания был блокирован и требуется помощь психолога.
Все разговоры о покойном нужно поддерживать. В этот период хорошо, когда горюющий плачет (но не круглые сутки).
Постепенно сознание начинает принимать реальность потери и внутренняя пустота начинает наполняться болью и разными эмоциями.
Боль идет «волнами»: то кажется, что отпускает, то вновь усиливается. На этой стадии человек учиться жить со своим горем, учится управлять им, но это не всегда получается.
3. Агрессия.
Проявляется в форме негодования, агрессивности к окружающим.
Через три месяца после потери может наступить провал из-за истощения сил: человеку кажется, что уже никогда не будет хорошо, боль очень сильна. На этой стадии (но может, и раньше) появляются чувства: вина («ты умер, а я остался»). Если смерть близкого была внезапна, то чувство вины может быть особенно сильным ("Если ли бы я был рядом, этого бы не случилось"). Если человек по каким-то причинам не присутствовал на похоронах, то ему так же тяжелее принять случившееся.
Это защитная реакция организма, попытка обретения контроля («я мог что-то изменить»). Однако чаще всего люди никак не могут повлиять на обстоятельства смерти близкого, и с этой мыслью приходится смириться.
Агрессия на умершего («ты меня бросил»), блокируется обществом ("об умершем либо хорошо, либо никак"), сменяется агрессией на других: родственников, врачей, государство, Бога. Начинается («поиск виновных»).
Часто главным виновным в смерти человек считает себя: не вовремя дал лекарство, не смог приехать в больницу, отпустил одного и т.д. Это тоже попытка обрести контроль. Здесь важно, чтобы поиск виноватых не затянулся.
В эту стадию для человека характерны следующие физические проявления: страх, паника, бессонница, изменение аппетита, приступы неудержимого плача, усталость, слабость, резкая смена настроения.
Это естественный процесс переживания утраты. Когда злость находит выход, интенсивность эмоций снижается, начинается следующая стадия.
4. Депрессия.
Сопровождается тоской, уходом в себя, одиночеством, погружением с свою утрату. Человек переоценивает свою жизнь, ее ценность, учиться искать новые смыслы, пытается осознать ценность своей жизни.
Стадия характеризуется поглощенностью образом умершего, его идеализацией ("что имеем не храним, потерявши плачем"). Это период наибольшей душевной боли.
В фазе острого горя скорбящий обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с умершим («он купил эту книгу», «ему нравился этот вид из окна», «мы вместе смотрели этот фильм») и каждая из них увлекает его сознание в «там-и-тогда», в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность (Василюк).
Далее наступает стадия принятия.
В этот период слез, как правило, меньше. Человек учится жить без умершего. Если процесс горевания проходит нормально, то в этот период умерший снится уже по-другому (не в этом мире).
В этот период человек полностью принимает близкого в роли умершего, происходит постепенное выстраивание новой жизни. Если процесс горевания идет правильно, то ушедшего вспоминают живым (а не мертвым), рассказывают о приятных моментах его жизни.
Мягкое повторение всех этапов.
Продолжается весь второй год.
В первую годовщину происходит всплеск горя. Однако человек уже умеет им управлять, поэтому все чувства не так обострены. В середине второго года возможен последний всплеск чувства вины.
Если горевание проходит нормально, то к концу второго года оно полностью завершается. Это не значит, что об умершем забывают. Это значит, что живые теперь умеют жить без него и могут вспоминать о нем светло.
В статье использованы материалы:
Василюк Ф.Е. Пережить горе // Психология мотивации и эмоций. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 581-590.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.