Во времена моей работы в Центре реабилитации, коллеги иногда подшучивали надо мной. Тихих замкнутых детишек я тормошила, чтобы они начинали улыбаться, а бойких беспрерывно смеющихся детей успокаивала до момента спокойствия и вдумчивости. Вот коллеги и смеялись, что мой девиз в работе «Серьезных развеселить, веселых успокоить». В чем-то так и есть, потому что крайности в поведении ребенка могут говорить о высокой тревожности.
Тревожность – повышенная склонность испытывать опасения и беспокойство, состояние нервозности. Тревожность у детей может иметь различные проявления. Я проанализировала свой опыт работы и выделила несколько типичных для тревожных детей стилей поведения. Ниже опишу поведение тревожных деток возраста начальной школы.
Ребенок внешне скован, плечики вжаты, взгляд немного исподлобья. Дает односложные ответы, не проявляет инициативу, трудности с выбором игрушки или занятия. Ребенка тревожит все незнакомое, непонятное, непредсказуемое. Такому ребеночку становится легче, если есть какие-то правила, которые ему озвучили. В школе боится давать ответ, даже если его знает. Мир воспринимается, как страшное место, в нем много опасного и непонятного, а поддержки мало.
Ребенок активен, интерес поверхностный, перебирает все игрушки, постоянно улыбается до онемения щек. С готовностью и улыбкой берется за дела, все серьезные темы обсуждает тоже с улыбкой, появляется ощущение «деревянной» улыбки, застывшей. Ребеночек как будто подкупает окружающих своей улыбчивостью. К миру тянется, но плохо знает себя, как будто его внутри и нет, сплошная огромная тревога, которую можно немного сгладить с помощью расположения окружающих взрослых. На уроках старается, тяжело переживает недовольство учителя.
Дети с диагнозом СДВГ. Зачастую их поведение – реакция на в чем-то небезопасную среду. Внутренние импульсы будто входят в противоречие с невыполнимыми для ребенка требованиями окружающих. Возрастает напряжение и тревога, ребенку трудно удержать внимание и контролировать себя. Для снижения напряжения ребенку необходимо движение, вот он и начинает метаться по кабинету.
Тревожность у ребенка может проявляться и в чрезмерной агрессии. Поза ребенка напряженная, взгляд пристальный, ожидающий, плечи немного повернуты вперед. Ребенок как будто не ждет, пока мир ответит ему враждебно, а сразу выдает реакцию, хотя внутри ему может быть очень страшно. Тогда выбирается стратегия «лучшая защита – это нападение». И нападать ребенок начинает не только там, где опасно, а везде – на всякий случай, пока не обидели и не ранили.
Здесь описаны яркие проявления тревожных деток. Наличие подобного поведения или его отсутствие не указывают однозначно на уровень тревоги у ребенка. Но задуматься стоит...
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.