Группа как модель личной истории

В предыдущих постах мы уже писали, что группа - это модель нашего мира, нашего общества. 

Попадая в любую группу, не только в психологическую, человек формирует своё окружение, повторяя свою первую группу - семью. Об этом хорошо написала Екатерина Охлупина в посте “Мой микро-мир”. Но группа моделирует не только это.

Удивительным образом человек в  группе моделирует не только свое окружение, но и свою историю развития. Иначе говоря, в группе в символической форме проживается жизнь каждого человека с момента его рождения. Приход человека в группу - это его появление на свет. Все чувства, которые были связаны с его появлениям, будут отражены в группе - радость, любопытство, тревога, может быть недовольство, нежелание, сомнения…

Дальше в группе начинаются разные этапы. Этап обнаружения себя - кто я? Кто родился на этот свет? Таким ли меня ждали?

Этап обнаружения своих желаний, потребностей - я здесь, но чего я хочу? Маленький ребенок, появляясь на свет, испытывает лишь смутное чувство дискомфорта. Мама говорит ему: «Ты хочешь кушать, ты хочешь спать». Так, через значимого взрослого, ребенок начинает постепенно осознавать свои внутренние сигналы и превращать их в осознанные потребности. Также и в группе, испытывая смутные ощущения, опираясь на других, участник начинает понимать свои переживания и потребности. Часто на этом этапе участники обращаются за помощью к ведущим группы. В этот период в группе чаще всего выбираются индивидуальные сессии, ведущие используются участниками как символические родительские фигуры, через которые можно познавать мир, другие формы работы используются реже. 

Если в реальной истории человека на этой стадии были какие-то сложности, нарушения или травмирующие события, этот период в группе будет переживаться болезненно, участник может испытывать негативные переживания. Иногда даже сложно будет удерживаться в группе, может возникать желание прекратить терапию. 

Следующий этап - это этап обнаружения других, появление интереса: а кто здесь есть, кроме меня? А какие они? Именно на этом этапе начинается настоящее знакомство с другими участниками, замечание себя и других, как я с этими другими?

На этом этапе начинают пользоваться популярностью такие формы работы, как групповое обсуждение, взаимодействие между двумя и более участниками. 

Следующий этап будет отвечать на внутренний вопрос: какой я? Что я умею? Каким меня видят другие люди? Что я значу для них и что они значат для меня? Это этап активно работающей группы, этап максимальной близости для этих людей в данный момент времени. На этом этапе участники готовы открываться своими глубокими переживаниями. Здесь могут быть любые формы работы, группа переживает состояние близости, общности и, в то же время, участники чувствуют себя индивидуальностями, ощущают свои границы. 

Все групповые этапы будут переживаться вами тем проще и легче, чем проще и спокойнее эти этапы проходили в вашей реальной жизни. Однако, именно сложные для переживания этапы группы дают сильный терапевтический эффект, изменения внутри каждого участника и в его жизни. 

Эти процессы происходят в любой группе: в детском саду, школьном классе, рабочем коллективе, компании друзей. Но только в психологической группе им уделяется особое внимание. Мы предлагаем участникам наблюдать за собой, за своими чувствами, ощущениями, соотносить их со своей жизнью, со своей историей, со своим типичным поведением. Следующий шаг - это возможность что-то изменить, сделать по-другому. Внимательно, осознанно проживая некоторые этапы снова и снова, участники отмечают изменения в себе и в окружающих. 

 

 

 



Просмотров: 317
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем идти на терапевтическую группу? Кто будет на группе?
  • О динамической группе, часть 12. О ролях на группе
  • О динамической группе, часть 3. Семья как группа
  • О динамической группе, часть 4. Рабочий коллектив как группа
  • О динамической группе, часть 11. Рядом с жизнью других
  • «Окно Джохари» или чем может быть полезна работа в группе.
  • Обучение коучингу в группе. Рекомендации ведущим и участникам
  • Преимущества работы в группе
  • Техники для работы с созависимостью в группе
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Бобы для повышения активности работы в тренинговой группе
  • Проблемы организации командной работы в старшей группе ДОУ
  • Про установление правил работы в группе. Результаты размышлений и собственного опыта
  • Доверие через общение в малой группе.
  • Форматы психотерапии. Какие цели в личке, в группе?
  • Человеку нужен человек. Принадлежность группе.
  • Быть услышанным в группе …
  • О психологической группе
  • Как насытить Переживание Энергией: следующий этап психотерапии
  • Открытость в группе: сложно, но нужно!
  • Мужчины и женщины в психологической группе.
  • Про негативный опыт в психологической группе
  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • В чем польза участия в психологической/психотерапевтической группе?
  • Можно ли «словить негатив» в терапевтической группе?
  • Не хочу инцеста. Отчет по воскресной группе.
  • Некоторые терапевтические приемы повышения мотивации аддиктов при работе в группе.
  • Что дает участие в психологической группе? Личный опыт ведущего.
  • Что обычно происходит на психотерапевтической группе? Чего ожидать?
  • Свободные рассуждения психиатра о мотивах суицида и реакции людей на группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь