|
Доклад Сержио Бенвенуто о Тревоге и Жутком (31 августа 2019 г, Киев)Автор статьи: Великодная Марьяна Сергеевна
Сержио Бенвенуто о Тревоге и Жутком. "Я намерен говорить сегодня о Тревоге. В нашей практике мы каждый день сталкиваемся с тревогой. Психиатры сегодня говорят о панических атаках - это тревоги без видимой причины. Во времена Фрейда говорили о приступах тревоги (тревожных атаках). В фобиях самолетов, падающих стен или клаустрофобии мы видим опасность, но с точки зрения бессознательного это страх запретного желания. Тревога - желание чего-то очень интенсивного, слишком приятного, наслаждающего. Это делает тревогу неприятной - такой вот «слишком». С точки зрения психоанализа, многие формы страдания - это формы наслаждения. Не потому ли оргазм со стороны так легко спутать со страданием? Сегодня я хочу говорить об особом виде тревоги, которому Фрейд посвятил работу в 1919 году под названием, которое переведено на русский язык «Жуткое». Корень это слова по-немецки - «дом», но целое название значить «не дома», «не семейное», «не знакомое», «чужое». Тревога в этой работе Фрейда - покрывает что-то родное, связанное с домом, но что должно остаться секретным, тайным. Например, это еще и о гениталиях: «секретных» органах, которые должны быть скрыты. Интимное + секретное. Секретное, но на поверхности. Как в бессознательном: то, что должно быть вытесненным, но появляется. В прошлом в литературе были ужасные вещи, но они не были жуткими. Например, Гамлет убивает короля… Но с конца 18 века в литературе появляется жанр жуткого за счет фантастичного. Но в психоаналитическом смысле они не жуткие. Жуткое строится на непонятном. Фрейд описал это чувство, когда много раз подряд попадал в номер 62: в отелях и других местах. Мы знаем, что он был убежден в том, что умрет в возрасте 62, чего он не написал в этой статье. Но саму статью он написал в возрасте 63. То есть предубеждение уже ушло и он смог описать этот пример. Само же предубуждение он так и не описал никогда. Это была встреча с чем-то, что означало для него «моя смерть». С. Тодоров (болгарский психоаналитик): жуткое время длится неопределенное время. Из-за этого непонятно: происходит сверхъестественное или естественное, объяснимое. В случаях сверхъесественного, это не просто возвращение вытесненного. Вера в монстров - это не то, что просто вытеснено. Это что-то ахраичное, старинное. Жуткое в этих случаях - это суть страх кастрации, связанный с архаичной агрессией и архаичные верования в дьявольское, в сказки… Почему это течение в литературе и в искусстве началось только в конце 18 века? Потому что начался образовательный процесс, построенный на рациональном. Сверхъестественное стало отрицаться и ему пришлось искать путь через литературу, как провозгласить свою истинность. В таких книгах и фильмах веришь, что чудеса происходят. Касательно психоанализа, есть ограничения: 1). он делает акцент на рациональном по принципу научного мира. Но то, как сильно верования настивают на себе, показывает, что мы отрицаем нечто важное в психической жизни. 2) Детские вероявания связывают с детскими комплексами, но это существенное ограничение. Жуткое относится именно к негативному сверхъестественному. Многие религии верят в дьявола. Это не стоит считать детским. Нам нужно понять, что это значит для нашего взрослого бессознательного." Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|