|
Тревога. Страх. Патология.Автор статьи: Ярин Сергей Владимирович
Патология. Пожалуй, самая объемная по сравнению с другими эмоциями. Тут и повышенная тревожность и пониженная, фобии с многочисленными их вариациями, генерализованное тревожное расстройство, страсть к переживанию тревоги (стремление к экстремальному образу времяпрепровождения). Тревога нарушает сон, аппетит, длительная тревога губительно действует на организм в целом, несет ограничительное поведение в жизни (в особенности при фобиях, когда человек не может себе позволить свободно перемещаться в пространстве и, или избегает некоторых мест и событий). Также тревога может сильно ограничить потенциальную реализацию человеком своих навыков, умений, способностей и талантов в жизни, делая его отшельником или резко снижая уровень его притязаний к жизни (адекватных требований от себя и от окружающего мира). При неврозах тревога может проявляться не только чувством тревоги и вегетативной реакции сопутствующей ей в норме. Ее проявления могут захватывать практических любую систему организма, которая регулируется вегетативной нервной системой, или провоцировать целый ряд соматических (телесных) заболеваний. Например, синдром раздраженного кишечника, хроническое повышение артериального давления, различные гормональные нарушения в организме (гипо или гипертиреоз, нарушенный менструальный цикл, сахарный диабет), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, мигреноподобные боли, болевые ощущения различной локализации в организме, частые обострения остеохондроза, обострение других хронических заболеваний. Диагностика таких состояний очень сложна, и всегда требует комплексного подхода, вместе с полным соматических обследованием у врачей различных специальностей. Инстинкт самосохранения у животного работает автоматически не вызывая неврозов, из-за отсутствия сознания и воображения, создания образа опасности. Человек же, со своим неумелым обращением со своей же психикой, часто создает множество ситуации опасности в будущем, которых в реальности либо нет, либо они очень маловероятны, при этом подвергая себя многолетнему испытанию эмоцией тревоги, которая постепенно губит организм и психику человека, т.к. изначально она рассчитана на быструю мобилизацию всех ресурсов организма, для бегства от опасности, но когда организм находится в состоянии постоянной, хронической мобилизации (в ответ на несуществующий реально источник), это очевидно начинает приносить ему вред. Все страхи можно поделить на несколько категорий: танатофобия (физическая и психологическое, смерть «эго»), социофобия, страх страха, страх непроконтролировать себя (убить себя или другого, сойти с ума), страх страданий (болезни). Страх предательства зависит от уровня автономности человека, чем он ниже, тем выше страх. Т.е. зависимые, неавтономные и со слабым «я» личности, более склонны испытывать страх предательства. Из-за потребности в слиянии с «Я» другого человека, например по причине компенсации не полученных полноценно чувств любви в детстве, увеличивается зависимость от поведения другого (значимого) человека (людей). Его, их, предательство, воспринимается не только как их ошибка, и не столько, как собственный «крах личности» и зачастую жизни. Зависимому от других, нужен постоянно человек который будет дополнять его неавтономную личность, через заботу и любовь от другого. Агорофобия-страх небезопасного пространства, символически часто обозначает также страх духовно не безопасного пространства в жизни человека. Например: человек, который избегает неудач в своей жизни, риска, или боится осуждения со стороны общества, может перенести эти страхи на страх географического пространства, связанного с тревогой смерти, социального позора, обморока, болезни, сумасшествия и т.п. Поведенческая терапия: Тревога в момент паники, всегда сильнее наших слов по ее успокоению, поэтому «мозг» верит ей, а не нам. Мало того, пытаясь успокоиться мы, лишний раз подтверждаем свои образы страхов, от которых и началась маленькая тревога. Видя этот испуг, наша тревога, благодаря нашей же реакции «ее избегания» становиться больше. Это похоже на ситуацию когда мы находимся в одной клетке со своей тревогой, которой выгодно нас максимально запугать, пользуясь только нашими слабостями, и твердим ей постоянно «только не смерть ,только не инсульт, только не инфаркт, только бы не приступ паники, только бы не потеря сознания, или контроля над собой» и т.п. Видя все наши слабые места, она еще больше начинает ими пользоваться, черпать силы, для увеличения паники и страха. Т.е. чем больше мы ее боимся, тем больше она становится, питаясь нашей же энергией бегства от нее (от реального объекта можно убежать, а куда бежать, если тревога находится «внутри» головы?) Решение проблемы: Поведенческая терапия с рациональной стороны. При танатофобии (страхе смерти). Во время нарастания баллов тревоги вплоть до панической атаки, нужно себе говорить «я не боюсь смерти» «если я умру, то я готов к этому», лиссофобия «если я сойду с ума, так тому и суждено быть» «я не боюсь этого». Но только лишь это не поможет. С иррациональной стороны, (эмоции). Борьба с тревогой обстоит несколько иначе. Важно не бежать эмоционально от состояния тревоги, несмотря на то, что очень хочется. Образа тревоги ,как такового, здесь нет. Но есть выраженный эмоциональный тревожный фон, он как раз и является неким подобием образа тревоги. Исходя из этого, с ним не нужно бороться и избегать его. Нужно принять его, разрешить ему присутствовать в нас, сколько угодно «я не боюсь этого состояния, и я никуда от него не бегу» «я погружаюсь в него без остатка, что бы не произошло, это для меня не важно», «я разрешаю своей тревоге быть во мне, вместе с симптомами», «я воспринимаю это как должное, как нормальное явление, на данный момент времени, сколько бы оно не длилось». Момент «жертвенности». Важно понять, что нужно рискнуть и полностью довериться технике поведенческой терапии, как бы пожертвовать ценностями, ради которых мы избегаем наступление образа страха. Жертвовать ради будущей жизни без невроза, ради счастья в недалеком будущем, ради гармоничного состояния. Кстати, проработка страха смерти поможет не только справиться с симптомом танатофобии, но и даст мощнейший толчок к духовному развитию личности (многие духовные и религиозные практики требуют от своих последователей данного момента). Почти все невротики даже при отсутствии социофобии и наличии танатофобии, имеют социальный компонент в неврозе. В вкратце его можно описать формулой «есть люди нет смерти (как реальной так и психологической), нет людей есть смерть». Ощущение приближение смерти во время панической атаки усиливается, если рядом нет помощи, т.е. людей. Ощущение психологической смерти у человека усиливается в одиночестве, когда нет рядом людей близких по духу. Каждый раз, когда невротик во время панической атаки надеется или получает помощь от окружающих, он подтверждает свой патологический рефлекс, абсолютной зависимости своей жизни от других людей! Соответственно увеличивается и социальная-психологическая зависимость от них, «если они мои ангелы спасители, то я без них не могу жить».
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|