|
Внутренний продюсер vs Внутренний критикАвтор статьи: Аминев Айдар Альмирович
Про внутреннего критика написаны уже пожалуй километры текста, и про него более или менее известно всем. Вчера я задумался о другой внутренней части, которая многим свойственна. Я назвал ее внутренним продюсером. Внутренний продюсер не критикует, а говорит скорее следующее: «Смотри, как круто ты сделал! Твоя работа заслуживает всеобщего признания! Это может быть суперуспешный проект! И вообще у тебя большое будущее!». Это добрая часть, которая готова одаривать похвалой, часто чрезмерно (подозреваю, что реальные продюсеры ведут себя несколько иначе). Казалось бы, внутренний продюсер говорит вещи, противоположные тем, что говорит внутренний критик, и потому это очень хорошая и полезная часть. Но если присмотреться, она, как и внутренний критик способна напрочь убить спонтанность. И делает это гораздо более искусно, так как на похвалу легче купиться. При чрезмерной активности этой части происходит слишком быстрый переход от чистого недифференцированного опыта к его дифференциации, абстрагированию, контекстуализации, построению пространственно-временных связей. Спонтанность свойственна именно недифференцированной части опыта. Если сравнивать этот процесс с творчеством, то на этом этапе мы выбираем материалы, инструменты, делаем эскизы, обсуждаем их с кем-то и так далее. Это просто свободное блуждание, цель которого — собрать как можно больше разных образов, чувств, эмоций, представлений о том, как должно выглядеть наше будущее произведение. Важно, чтобы наше произведение созрело на этом этапе. И только после этого созревания имеет смысл переходить к этапу дифференциации — выбрать наконец материал, инструменты, палитру и приступить к созданию произведения. Если мы склонны переходить ко второму этапу слишком быстро, то наши произведения не будут отличаться новизной и будут похожи друг на друга. В конечном счете нам, скорее всего, наскучит наше «творчество». Все описанное можно переложить и на процесс психотерапии. Первый этап в гештальт-терапии называется преконтактом. На преконтакте мы собираем различные осколки опыта — чувства, эмоции, воспоминания, ощущения. В какой-то момент из них созревает гештальт — единая целостная структура, и начинается второй этап — этап контактирования, в котором происходит развитие и закрытие гештальта, а после ассимиляция полученного опыта. Если переход к этапу контактирования происходит преждевременно (склонность к преждевременному переходу на второй этап в гештальт-терапии называется неврозом), то гештальт слабый, блеклый, невыразительный и не приводит в конечном счете к полному удовлетворению. Поэтому важно побыть на преконтакте достаточно времени, чтобы полное удовлетворение было получено. В противном случае мы будем снова и снова пытаться закрыть гештальт стереотипным способом, и каждый раз неудачно. Поэтому и в терапии, и в жизни важно не торопиться переходить ко второму этапу, как бы ни закармливал нас наш внутренний продюсер пряниками, и как бы сильно ни бил нас кнутом внутренний критик. Вдвоем они способны нас загнать так далеко, что иногда просто диву даешься. Поэтому остановитесь и послушайте себя, услышьте голоса этих двоих, отодвиньте их в фон и начните прислушиваться в тому, что там есть кроме них. Это прислушивание в конечном счете приведет к тому, что проснется Ваша спонтанность, оживет воображение, появятся новые силы и идеи, и Вы будете получать больше удовольствия от жизни. Если то, что Вы услышите Вас испугает, шокирует, или Вам сложно будет с этим справиться самостоятельно, то я готов послушать это вместе с Вами. Вдвоем нам будет легче с этим совладать. Подробнее о способах связи и стоимости моих услуг Вы можете узнать на моей странице. Подписывайтесь на меня в Facebook и Instagram, чтобы не пропустить новые материалы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|