Не демонизируйте зависимости. А постарайтесь понять.

Автор статьи: Максим Сагалаев

Не демонизируйте зависимости А постарайтесь понять

Любая зависимость начинается как защитный механизм психики, но из-за постоянного использования постепенно становится частью личности зависимого. Именно поэтому любой зависимый отрицает свою зависимость - она не осознается ним, впрочем, как и многие другие части своей личности.

Зависимость можно уподобить привычке использовать костыль даже тогда, когда в нём нет необходимости. Тот, кто сможет осознать, зачем ему вообще понадобился костыль - сможет научиться жить и без него. Хотя оставить всё как есть - неизмеримо легче. Если, конечно, выдержит тело. И если выдержит ближайшее окружение, которое по факту тоже сильно страдает от сосуществования с зависимым.

Также нужно отметить, что личность зависимого прекращает развиваться практически с самого начала возникновения зависимости. Поэтому зависимый в психологическом плане остается в том возрасте, когда начал употребление или другое зависимое поведение. Это сильно снижает качество и эффективность социальных и личных коммуникаций, а также уровень ответственности зависимого.

Работа с зависимостями проходит в три основных этапа: 
1) осознание зависимым своей зависимости и тех дефицитов, которые спровоцировали запуск защитных механизмов;
2) волевой отказ от продолжения зависимого поведения и обнаружение альтернативных интересов и моделей поведения, на которые зависимый сможет опираться в период ремиссии;
3) наработка нового опыта удовлетворения дефицитов и расширение репертуара ответов на разные жизненные обстоятельства без прибегания к уже известным и хорошо отработанным приемам поведения.

В наше время существует система государственных и частных реабилитационных центров, которые с разной степенью успеха работают с такими клиентами. Конечный результат подобного лечения или реабилитации будет сильно зависеть от избранных методик и опыта коллектива конкретного центра, но самым основным фактором излечения будет желание самого зависимого что-то сделать со своей зависимостью и личная целенаправленная деятельность в этом направлении.

Процент клиентов, которые действительно готовы самостоятельно признать свою проблему и начать работать с ней по своему желанию - ничтожно мал по сравнению с общим числом зависимых. Но именно эти люди добиваются успеха, постепенной трансформации и взросления своей личности.

Также, в силу того, что зависимые часто отрицают и свою зависимость и эмоциональные переживания близкого окружения по этому поводу, обращения по поводу этой проблематики, как правило исходят от представителей этого ближайшего окружения - часто это дети, родители, супруги. Иногда - соседи, рабочий коллектив.

С некоторой долей сожаления, отмечу, что эффективность разных систем лечения и реабилитации зависимости в таких случаях стремится практически к нулю. Если клиент не готов или у него пока не появилось личное желания работать в этом направлении - лечение и реабилитация не помогут. Закончив курс лечения, такие клиенты постепенно возвращаются к зависимому поведению, и таких циклов может быть достаточно много.

Основные причины возникновения зависимостей формируются в раннем детско-родительском взаимодействии. Если родитель не мог или не хотел помочь ребёнку удовлетворять те или иные виды потребностей, как правило, эмоциональных, то ребёнок постоянно сталкиваясь с нехваткой внимания, нежности, поддержки и признания будет накапливать некоторый голод, эмоциональную неудовлетворенность и боль в этих сферах. Став постарше он сможет опробовать некоторые формы поведения, которые смогут либо заглушить такую боль (которая уже становиться постоянным спутником подростка), либо подменить реальное удовлетворение потребности на искусственное переживание, связанное с приемом химических веществ или сильным эмоциональным переживанием.

Вот некоторые группы причин, которые постепенно могут сформировать зависимое поведение:
1) недостаток эмоционального тепла в контакте с родителями в младенчестве и раннем детском возрасте: 
- отсутствие эмпатии, привязанности и нежности со стороны матери в младенчестве; 
- неправильное толкование матерью потребностей младенца;
- навязывание ребенку форм поведения, кажущихся родителям приемлемыми, когда он хочет чего-то другого;
- запрет ребенку на свои желания, пространство, самовыражение;
- неумение родителей справляться со своими сильными переживаниями, и, соответствующий запрет на демонстрацию подобных переживаний ребенком;
- психологическая незрелость родителей, неготовность к родительству в принципе;
2) невозможность опираться на родителей в детском и подростковом возрасте:
- проблемы ранней социализации - детский сад, начальная школа, на которые родители в своё время не обращали внимания;
- отсутствие доверительных отношений с родителями;
- постоянная критика со стороны родителей;
- отсутствие родительского признания и похвалы;
- отсутствие передачи навыков саморегуляции и самообслуживания;
3) постоянный пример употребления или другого зависимого поведения со стороны родителей и средств массовой информации:
- постоянная демонстрация зависимого поведения ребенку в семье либо родителями, либо старшими братьями/сестрами;
- семейное общение на темы связанные с употреблением или другим зависимым поведением;
- поощрение первых проб зависимого поведения со стороны родителей;
- контакт с любой пропагандой зависимого поведения;
- отсутствие рациональной и достаточной аргументации о вреде зависимого поведения со стороны родителей.

И, как следствие предыдущих факторов у человека развивается:
- неспособность самостоятельно переживать сильные эмоциональные потрясения и самостоятельно удовлетворять свои потребности в разных сферах;
это формирует:
- отсутствие опоры на себя, инфантильность, невозможность вовремя провести сепарацию с родителями;
и, так как в семье часто нету яркого примера, на который хочется равняться, то, иногда, возникает:
- желание быть похожим на кумиров и авторитетов или войти в определенную компанию или сообщество, где определённое зависимое поведение является основанием для участия.

Поэтому, не смотря на достаточно обширное распространение различных форм зависимого поведения в наше время - не демонизируйте зависимости. А постарайтесь понять, что психика таким образом пытается спасти себя от непереносимых и очень болезненных состояний, и, иногда, загоняет себя в саморазрушающую ситуацию. Но у человека, осознавшего такую проблему - есть все возможности справиться с ней. А тот, кто не сможет осознать - будет мучиться сам и мучить окружающих. Психотерапия в помощь. Всем здоровья!



 



Просмотров: 297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Воспитание родителей- одна из причин зависимого поведения
  • № 2. Подходы к структурному анализу зависимого поведения. Время и Пространство опьянения
  • Зависимость | Социально-психологический взгляд на механизмы формирования зависимого поведения
  • Возможности использования практик осознанности в профилактике и терапии зависимого поведения
  • Влияние SFT на преодоление зависимого поведения и качество жизни в семьях с наркотической зависимостью
  • Тайны вокруг темы зависимого поведения.
  • О психологических и социальных последствиях зависимого поведения.
  • Формирование зависимого поведения
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Плюсы зависимого поведения.
  • Очерк теории зависимого поведения
  • Профилактика зависимого поведения в школе.
  • Классификация и факторы развития зависимого поведения
  • План дня, как способ преодоления зависимого поведения
  • Феномен зависимого поведения в гештальт-подходе
  • Как семья влияет на развитие зависимого поведения?
  • Эмоциональная привязанность как фактор зависимого и контрзависимого поведения
  • Развитие когнитивно-поведенческой модели злоупотребления ПАВ и зависимого поведения.
  • Роль дисфункциональной семьи в формировании зависимого поведения у подростков
  • Конспект лекции "Духовная безопасность или причины аддиктивного зависимого поведения"
  • Для чего близким людям зависимого человека необходимо посещать группы взаимопомощи по со-зависимости
  • Две части личности зависимого.
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Негативные переживания и срыв зависимого в употребление
  • Решение проблемы детского поведения разведённых родителей
  • Три типа поведения родителей
  • Кризис 3 лет: симптомы и стратегия поведения родителей
  • Как поставить ребенку границы поведения и при этом не сломать его личность?
  • Создание мотивационных условий в семье зависимого. Как помочь захотеть маняться
  • Что делать, если муж часто злится, грубо отвечает? Психология поведения.
  • Зависимость. Эмоциональная недостаточность в раннем возрасте – паттерн для возникновения зависимости.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь