Страх принятия отвергающей матери

Одним из актуальных вопросов в психологии остается поиск смысла жизни. Однако здесь целесообразно сделать оговорку - чьей жизни? Неоднократно сталкиваясь с глубокими травмами детского и подросткового возраста, психологи помогают распутать тот или иной узел противоречий. 
Нередко случается и так, что обратившийся за помощью человек сопротивляется коррекции личности, как будто не желая допустить мысли о трансформации. Часто к психологам приходят клиенты, которые имели опыт терапии, но для которых особую ценность приобретает сам процесс поиска психолога и новые консультации с проговариванием тех же старых проблем.
Большая часть именно таких посетителей - глубоко травмированные личности, "проживающие жизнь не по своему сценарию", потому что "главное, чтобы маме понравилось", "важно получить от мамы похвалу".
Представить такую ситуацию достаточно легко. Ребенок рождается в полной семье, где родители просто терпят друг друга до поры, до времени, в возрасте 10-12 лет происходит одно из самых ярких событий, сопровождающееся чувством тревоги, страха,  - развод родителей. Как правило, ребенок остается с матерью или переходит под опеку бабушки. Мама либо сублимирует всю свою энергию в работу (на ребенка сил и времени не остается), либо повторно выходит замуж. Взаимоотношения в семье строятся на диктатуре и авторитаризме. Мама или бабушка в глазах ребенка наделены безусловной властью. "Мама может все!" "Маме все разрешено!". Маме позволено оскорблять, бить, нарушать беспрепятственно границы ребенка. Жесткая авторитарная женская фигура заполняет практически все пространство личности ребенка.
Страх принятия отвергающей матери
Отсутствие собственных жизненных ориентиров и индивидуальных смыслообразующих констант ведет к тому, что образ матери  является недосягаемым и в то же время ему нельзя сопротивляться. Соответственно, отсутствует понимание факта нарушения границ. "Мама есть мама!" "Мама мне жизнь подарила!" ("А вы,  психологи, только хотите все разрушить! Вместо того, чтобы помочь мне,  влезаете в вопросы, куда вас не просят!" ).
Тем самым категорически отвергая возможность переосмысления, человек испытывает страх  принять собственную ситуацию именно из-за расхождения с нерушимым идеалом детства. Складывается весьма специфическая картина. С одной стороны, есть проблема (неудачи в личной жизни, чувство вины, тревоги и многое другое) и именно жесткая фиксация на ней, но в то же время подобное застревание на ней объясняется внешними причинами, связанными именно с мамой ("мама боится остаться без внуков!", "мама ругает, что я не работаю!" и тд).
Страх принятия именно отвергающей матери сопряжен и с тем, что личность не чувствует ни своих собственных границ, ни чувства ответственности за собственную жизнь, и вопрос личного выбора здесь преломляется через "мамино" видение. 
  • Формирование разного рода запретов (даже такого, что человек скрывает правду, которая может повлиять на разрушение идеалов прежней жизни),
  • бегство от реального решения проблем в угоду иллюзорным (в частности, "я лучше к бабке-гадалке обращусь"), 
  • искаженное представление об ответственности и доминирование именно внешнего локуса контроля ("раз такое испытание, значит, так Богу угодно!") приводит к еще большему сужению  границ личности, пребыванию в иллюзиях, а самое главное, к культивированию страдальческой модели поведения человека как единственно верной. 





Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Селёдка, мама и вареники с вишней" или "Мама - тоже человек".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Как "плохая мама" превращается в "достаточно хорошую маму"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • "Холодная" мама и жестокий папа. Как долго "болеть" этим?
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Работа с МАК". Техника "Я, мама и обида".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Ищите "своего". Не половинку. А именно "своего" человека...
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Мамина любовь, или "Мама ты меня любишь?"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • "Мама, здесь кто-то под кроватью" или 25 заметок о детских ночных кошмарах
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь