Буллинг в подростковой среде

БУЛЛИНГ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

 

В современном обществе феномен агрессивного поведения подростков изучается достаточно давно. Еще К. Хорни отмечает, что агрессивное поведение имеет связь с повышенной базисной тревожностью личности.  Агрессия – это вид психологической защиты, стремление к безопасности. Д. Доллард отмечает, что агрессия – это следствие фрустрации.

В современных социокультурных условиях, мы можем наблюдать предпосылки к формированию и развитию искаженных форм личности, что в, последствии, приводит к возникновению жестокого обращения в отношениях между людьми.

На сегодняшний день проблема буллинга в подростковой среде стоит достаточно актуально. Все чаще мы можем наблюдать жестокость во взаимоотношениях подростков.

Подростковый возраст Л. С. Выготский характеризует «…критическим, для формирования дифференцированной самооценки, освоения социальных ролей, выработки нравственных принципов и регуляции нормативного поведения» [6].

 Многоплановыми исследованиями актуальной проблемы буллинга в психологии занимались такие ученые как Т. Г. Волкова, C. B. Ильина, Е. С. Меньшикова, Ф. Райе, Е. Н. Ожиева,  С. Ю. Чижова,  И. С. Кон,  О. Л. Глазман, С. Е. Кривцова,  Н.С. Бобровникова  и др., в работах  которых описано,  что насилие в пубертатном периоде может влиять  на закрепление в самосознании негативного представления о себе, так как данный возраст характеризуется стремлением к личностному росту, расхождением идеального и реального образа я, неопределенностью жизненных планов, формированию специфических семейных отношений, виктимизации, жестокостью по отношению к окружающим [6].

В современном обществе стали учащаться случаи жестокого обращения в подростковой среде, унижений, оскорблений, насмешек, драк ‒ все это является причиной личностной деструкции, стресса, суицидальных наклонностей у жертвы. Как правило, в основе агрессивного поведения у подростка лежит травматический опыт, который влияет на его дальнейшее поведение.

Буллинг (от английского bullying, bully - хулиган, задира, грубиян) – это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха [5].   Понятия буллинга изучались многими исследователями, и было отмечено, что явление буллинга имеет следующие особенности:

  • проявление агрессивных действий;
  • данные действия имеют продолжительный контекст;
  • действия направлены по отношению к человеку, не способному себя защитить (дисбаланс власти);
  • действия буллинга являются осознанными [4].

Инициаторами травли могут выступать подростки как с нарциссическими чертами характера (общеизвестно, что «основная особенность нарцисса – стремление к власти, самоутверждению за счет других»), так и дети, которые ранее сами были в роли жертвы [2].

Подросток хочет быть авторитетным в своей референтной группе, что дает определенную власть. Жертвами буллинга чаще всего становятся подростки, неспособные постоять за себя. Также в роли жертвы может оказаться любой (сверстник, преподаватель, одноклассник с физическими недостатками, особенностями внешности, с трудностями в обучении и др.). Самыми распространенными видами буллинга являются:

  • физическая агрессия (пинки, драки и др.);
  • вербальный буллинг (угрозы, оскорбления, унижения и др.);
  • психологический буллинг (психологическое давление, оказываемое группой, игнорирование, бойкот и др.);
  • вымогательство денег/порча имущества;
  • кибербуллинг (буллинг с использованием социальных сетей);
  • телефонный буллинг;
  • сексуальный.

Условиями возникновения буллинга могут быть:

  • появление проблемного новичка в коллективе;
  • наличие в группе признанного «лидера»;
  • острый конфликт между двумя участниками;
  • внешние поводы для агрессора;
  • низкий уровень воспитания;
  • чрезмерная импульсивность;
  • агрессивность;
  • желание доминировать;
  • неадекватно заниженная самооценка;
  • семейное насилие;
  • низкий социально-экономический статус семьи;
  • внутрисемейные конфликты;
  • ранняя судимость и др.

Можно сказать, что целью буллинга является желание скрыть свою неполноценность за агрессивным поведением.

Также необходимо выделить, что является мотивом для буллинга: зависть; месть (когда жертва хочет наказать другого за свои страдания); глубокая неприязнь человека; борьба за власть; самоутверждение за счет более слабого человека; желание быть в центре внимания, выглядеть лучше остальных; стремление унизить, запугать непонравившегося человека [1].

Достаточно часто жертвы буллинга молчат о случившемся, но распознать жертву можно по ее поведению. Подросток-жертва становится замкнутым, утрачивает к себе уважение, на теле появляются синяки, ссадины, прогулы в учебном заведении, в крайних случаях возможны попытки суицида. Взрослым необходимо быть предельно внимательным к изменениям в поведении подростка. 

В последствии, подростки, пережившие буллинг, получают глубокую психологическую травму, что отражается на эмоциональном и социальном развитии. Насилие оставляет отпечаток на дальнейшей жизни подростка.

Преподаватель, куратор, который заметил элементы буллинга, должен его пресечь. Для этого необходимо привлекать психолога и родителей в решении данной проблемы.

Профилактические меры по пресечению буллинга в коллективе:

  • не допускать насмешек;
  • совместно посещать различные мероприятия (экскурсии, выставки и др.);
  • формировать толерантность у обучающихся через беседы, доклады на родительских собраниях и классных часах;
  • психолог должен проводить не только работу с жертвами буллинга, но и коррекционную работу с агрессором;
  • психологу необходимо поработать с семьей, с детско-родительскими отношениями;
  • развивать стрессоустойчивые качества у обучающихся и др.

В заключение стоит отметить, что проблему буллинга в учебных заведениях разного уровня очень сложно искоренить, но необходимо данной проблемой заниматься всем участникам учебного процесса: обучающимся, преподавателям, кураторам, тьюторам, родителям.

Список использованной литературы:

  1. Буллинг причины, формы, профилактика [Электронныйресурс]:http://skazka-ozersk.ru/2018-2019/bezopasnost/bulling-prichiny-formy-profilaktika.pdf(дата обращения: 29.03.2019).
  2. Гришаева Н. А. Буллинг в школе [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 66-68. – [Электронный ресурс] https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8175/ (дата обращения: 27.03.2019).
  3. Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? / И.С. Кон // Семья и школа, 2006 – № 11.
  4. Мальцева О.А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О.А. Мальцева // Тюменский государственный университет — 2009. — № 7
  5. Проблема буллинга в подростковом возрасте. [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2013/article/2013004145 (дата обращения: 27.03.2019).
  6. Психологические особенности подросткового буллинга. [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovogo-bullinga (дата обращения: 25.03.2019).
  7. Руллан Э. Как остановить травлю в школе. Проблема моббинга. — М.: Генезис, 2012. 264 с.

 



Просмотров: 267
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология Буллинга. Как понять что ребенок подвергается насилию в школе, группе?
  • Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемы
  • Этика в школе: профилактика школьного насилия, буллинга, сексуальное воспитание
  • Мой ребёнок жертва буллинга
  • О проблеме буллинга и некоторых аспектах стратегии его преодоления
  • О жертвах буллинга и коллективной травле
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Школьный буллинг. Что это?
  • Буллинг (травля) в школе. Что делать родителям?
  • Буллинг в школах: что мы можем изменить
  • Преодолевая непростое, или что такое буллинг
  • Буллинг: на что обращать внимание в поведении ребенка
  • Буллинг ( преследование в школе) и как с ним бороться
  • Агрессия, как топливо для "заведенной машины". Буллинг.
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Буллинг за инаковость, сложно ли быть другим?
  • Буллинг в школе
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Уважайте чувства ребенка, или Профилактика безнадзорности в подростковой среде
  • Буллинг: диагностика, профилактика, коррекция
  • Буллинг и способы с ним справиться
  • Внимание буллинг или как понять своего ребенка
  • Остановить буллинг
  • Психология Задиры. Как прекратить буллинг
  • Особенности лечения депрессии у детей, перенесших буллинг
  • Буллинг: как поговорить на эту тему с ребенком
  • Буллинг или школьная травля.
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Буллинг



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь