|
Буллинг или школьная травля.Автор статьи: Татьяна Кузьмина
История из моей практики медицинского психолога Эта история произошла не так давно, но почему-то затерялась в моих записях и я про неё забыла. Она получилась длинная, поэтому я попрошу вашего терпения и сосредоточенности, чтобы дочитать ее до конца.
Итак… Мы привыкли к тому, что школьная травля – это когда дети «травят» друг друга. Но, оказывается, есть и другая сторона этого процесса. Когда травлю осуществляют взрослые люди, которые работают в школе с нашими детьми. В моей истории такими героями являются классный руководитель и администрация школы. В стационаре неврологического отделения лежал мальчик из Димитровграда. С виду обычный мальчик, ему 10 лет, закончил 3 класс. Что я увидела в этом мальчугане? - Открытый взгляд и готовность к общению. Спокойная, грамотная и выразительная речь. Старается держать спину ровно и смотреть прямо в глаза. И это у него получается. Общение на равных, нет ни капли смущения, никакого заискивания передо мной. Проблема родителей была в том, что у мальчика не складывались отношения с учителем и ребятами в классе. Какое это может иметь отношения к стационару, спросите вы, если мальчик не имеет явных заболеваний и не предъявляет жалоб к своему самочувствию? На самом деле родители хотели понять, ЧТО с их мальчиком "не так", может он «действительно ненормальный», по какой причине на него обрушивается такое количество претензий со стороны одноклассников и учителя. Да и родительское доверие к самим себе у них пошатнулось, появилось сомнение в том, как они на самом деле видят своего ребенка. История началась давно. Нельзя сказать, что родители ничего не предпринимали, а только слушали учителей. Нет, они сделали гораздо больше, чем другие родители, которые попадали в подобную ситуацию со своими детьми. Мальчик в первом классе перешел в другую школу (из-за подобных жалоб он и ушел из первой школы). Во втором классе все было хорошо и учитель не предъявлял никаких жалоб и претензий. Все началось в третьем классе. Ситуация обстояла так, что на поведение мальчика неоднократно начал жаловаться классный руководитель. То он толкнул детей, то психанул и выразил агрессию на уроке. Потом вдруг швырнул дневник и выбежал из класса, отвлекал детей на уроке… И много незначительных и серьезных замечаний от учителя. Родители других детей начали занимать позицию «против» этого ребенка. Хотя напрямую никто из них не звонил и не обращался по этому поводу. Обычно когда в школе дети обижают друг друга, то родители сразу реагируют и звонят родителям обидчика и выясняют отношения. Так уж заведено. Иногда случается, что родители, которые очень близки к учителю по тем или иным причинам (начинают дружить с ним, стараются угодить, «подмазаться», тем самым якобы лучше помочь своему ребенку) начинают объединяться с учителем. Таким образом, некоторые мамы и папы стали группой поддержки для учителя в сборе подписей за посещение ребёнком психиатра. Мы с вами не заграницей, где записать к психиатру может и учитель и администрация школы, если сочтет нужным. В нашей стране могут только порекомендовать сходить к психиатру, но только родители ребенка до 15 лет имеют право идти или не идти к нему. И только с их письменного согласия в стационаре ребенка могут показать психиатру. А с 15 лет ребенок уже вправе сам решать - обратиться ему к психиатру или нет. Кстати, дети с 12 лет уже сами принимают решение - общаться с психологом или нет, и это всегда строго проводится в стационаре, по крайне мере так всегда было на моей практике. Администрация объединилась с классным руководителем и они стали сильно настаивать, чтобы ребенка перевели на индивидуальное обучение. Кстати, решение перевода на индивидуальное обучение принимают только родители. А школа, врачи могут только порекомендовать это сделать. Ко мне, как к психологу, ребенок попал по рекомендации лечащего врача. Нужно было посмотреть, что происходит с мальчиком, хотя по данным неврологического обследования все было в порядке и ВООБЩЕ не к чему было придраться. Это очень частый случай для психолога в больнице. Прежде чем начать общаться с ребенком, я изучаю его историю болезни и домашнюю карточку, с которой он пришел от участкового врача. Наблюдаю за поведением ребенка в отделении, как складываются его отношения с другими детьми, как проходят первые дни адаптации в больнице. Знакомлюсь с особенностями его обследования. Если получается, то сначала разговариваю с родителями. Но этот ребенок приехал из города который находится от областного центра на 225 км. И с его родителями я познакомилась только когда они забирали ребенка домой при выписке. Но мама очень быстро среагировала и мне позвонила сразу после первой встречи мальчика с психологом.(то ест со мной). Начнем с самого начала. Хотя начало уже было давно. Общение с детьми в отделении складывалось дружеское, сразу при поступлении к нему стали тянуться дети. Ребятам с ним было интересно, у него ко всему наблюдался творческий подход, он постоянно что-то придумывал, легко подстраивался под детей и принимал их правила игры. Но особенно всем детям нравилось играть в те игры, которые он придумывал вместе с другим мальчиком. Как быстро и гибко он нашел себе пару по духу и, объединившись в дуэт, они были как единое целое в их творческих задумках! Такое очень редко встречается у детей в этом возрасте. Это говорит о высоком эмоциональном интеллекте. И высоком умении найти и дополнить себя и другим друг друга. ВОТ БУДУЩИЙ УСПЕШНЫЙ БИЗНЕСМЕН, ПРЕКРАСНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. ХОРОШИЙ ОТЕЦ!!. Хотя имея такое умение мальчику не получалось быть гибким и суметь приспособиться в школьном коллективе. Мальчик открыто, легко и спокойно общался со взрослыми в отделении: медсестрами, врачами, психологом. Такое впечатление, что перед тобой взрослый и очень разумный человек, который прислушивается к тебе и уважает тебя как собеседника. Рассудительность этого ребенка подкупает и возникает вопрос, мальчик какого возраста сейчас с тобой разговаривает. Все темы, которые мы обсуждали, легко давались ребенку. Он прекрасно разбирается в своих эмоциях и понимает эмоции других, в том числе взрослых людей. У мальчика явно высокий интеллект, включая эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект - это умение понимать свои и эмоции других. Уметь управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями собеседника, что встречается очень нечасто не только у детей, но и у взрослых. Его мышление соответствует возрасту без каких-либо особенностей. Память и внимание в норме. Сочиняет игры в виде сказки (для психолога – это кладезь, так как это проективная диагностика, то есть ребенок как бы через другого рассказывает про себя), в которых ребенок выстраивает как свои границы так и границы с другими. Уважительно к ним относится. Стремится к сотрудничеству и умеет договариваться с людьми и заботиться о них. Родители мальчика открытые и очень адекватно относятся к своему сыну, видят его достоинства и недостатки. Поверьте, за мою 20-ти летнюю профессиональную деятельность я могу определить адекватность родителей. Родители поняли, что они загнаны в угол и администрация школы не идет ни на какие компромиссы, а с каждым приходом в школу ситуация усугубляется и их сыну приходится нелегко. Они написали жалобу в отдел образования и в комитет по делам несовершеннолетних города !!!!. В свою очередь учитель и администрация тоже подсуетились, составили характеристику на мальчика и собрали подписи родителей. Комиссия работала в школе, присматривала за мальчиком, наблюдала за ситуацией.
Через какое-то время вынесли постановление: мальчик соответствует всем возрастным нормам и ничего вопиющего в его детском поведении не нашли. Характеристику, которую составил учитель, сочли необъективной и попросили её порвать в присутствии родителей. Учителю посоветовали изменить отношение к ребенку и порекомендовали (как на западе) поработать с психологом. Только за границей это тщательно бы потом проверили, как и что происходит с учителем. Попросили бы психолога, с которым должен работать учитель, написать характеристику и составить рекомендации для учителя как он ДОЛЖЕН общаться и взаимодействовать с этим ребенком. И вообще решить вопрос о профессиональной пригодности этого учителя. У нас же просто порекомендовали. А как будут выполняться эти рекомендации и будут ли они выполняться вообще, и как потом проследить изменение ситуации, - никто не собирался проверять и контролировать. Родителям же посоветовали обратиться в прокуратуру с жалобой "школьная травля", в случае если это будет продолжаться. Вы знаете, у меня сразу появилось какое-то уважение к проверяющим органам, к такому их серьезному отношению, к их рекомендациям. Работая с ребенком, а у меня с ним было 5 встреч, и долгих 2 часа общения с его РОДИТЕЛЯМИ, я старалась понять, к чему же может придираться учитель, и ЧТО его могло не устраивать в этом мальчике…? Да, родители приехали оба. Это бывает только в том случае, когда и мать и отец очень любят своего ребенка и им не все равно, что с ним происходит и они ищут помощь в психологе. Знаете, ЧТО я поняла?
Поняла, что передо мной уже взрослая психологически зрелая личность. В беззащитном детском теле. С очень ранимой, но по-своему умеющей защищать себя и свою психику личность. 2. И знаете, в этот момент я вспомнила книгу Эрика Берна «Люди, которые играют в игры». Там есть игра «Травля». Так вот, моя история совпала с этим сценарием. Жизнь в школьном коллективе не очень разнообразная да и люди там работают не особо обремененные психологическими знаниями, а жить всем хочется весело и ох как иногда какой-нибудь учитель горит желанием показать свою власть во всей красе – хоть кому-то! Берегите своих детей. Будьте к ним внимательны и при необходимости защищайте их.. от школы. Им так в ней нелегко. Школа и учителя - это не только любовь и уважение, это еще и безграничная власть … над нашими детьми.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|